Уже через месяц в Интернете можно будет прочесть имена хорошо известных в Латвии ученых, кинорежиссеров, тележурналистов, художников, о которых имеются свидетельства как о информаторах Комитета госбезопасности (КГБ) в 70-80-х гг, рассказывает телепередача Nekā personīga («Ничего личного»).
Многие из агентуры, без которых в то же время немыслима латвийская «Атмода», о методах вербовки репрессивного учреждения, страхах и о том, как в их понимании проявлялось это сотрудничество, рассказывают в недавно вышедшем документальном фильме Lustrum. Интервью фильму дал и журналист, музыкант и директор Рижской звукозаписывающей студии Алдис Эрманбрикс, которого помнят как создателя популярной в советские годы передачи «Радуга».
Незадолго до окончания своих полномочий 12-й Сейм принял решение, которое откладывалось 25 лет, а именно, открыть наследие оккупационного времени – мешки ЧК, напоминает телепередача.
«Музыкальные передачи журналиста и саксофониста Алдиса Эрманбрикса на строго контролируемых при советском режиме Latvijas Radio и Latvijas Televīzijа были приятным исключением для советских людей, не избалованных передачами. В то время невозможно было легально получить западные записи. Эрманбрикс нашел выход. Он воспользовался своими частными связями, чтобы на Latvijas Radio зазвучал голос Шарля Азнавура и зрители, наконец, увидели западногерманскую группу Boney M. Демонстрировавшаяся в эфире с 1971 года «Радуга» долгое время была единственной передачей Latvijas televīzija, которая регулярно знакомила с новейшими зарубежными видеоклипами», — сообщает Nekā personīga.
В музыкальных кругах Эрманбрикса уважали, он был вместе с музыкантами на концертах, записях и интервьюировал их в своих передачах. ЧК первый раз вербовал его в 60-х годах, чтобы информировал о поэтах Марисе Чаклайсе и Витаутсе Люденсе, а второй раз – когда он взял в жены дочь некоего итальянца. Оба раза журналист отказывался. В 1983 году Эрманбрикс был на вершине своей карьеры. Тогда КГБ вербовало его в третий раз. Журналист не говорит, почему на этот раз согласился на контакты с отделом, который следил за творческой интеллигенцией, рассказывает NP.
Nekā personīga отмечает, что сохранилась учетная карточка агента Эрманбрикса. В ней указан его позывной, имена вербовщика Айварса Домбровскиса и замначальника 5-го отделения КГБ офицера Фридрихса Страубе-Страуса. Эрманбрикс не собирается посыпать себе голову пеплом и благодарен, что может рассказать свою историю. Он понимает, что не все ему поверят.