Согласно последним данным* Eurostat по доле оборота предприятий, приходящегося на Интернет, показатель развития электронной коммерции** Латвии в 2016 году составил 9%, указывает агентство performance-маркетинга iMarketings.lv, которое провело анализ этих данных. Статистика говорит о том, что наши соседи торгуют в интернете более активно – в Литве этот показатель составляет 13%, а в Эстонии — 16%.
«Данные говорят о том, что 9% оборота латвийских компаний приходится на продажи товаров/ услуг в Интернете (как физическим, так и юридическим лицам). Остальную часть оборота (91%) составляют продажи товаров/ услуг в offline режиме (не в Интернете). В Латвии показатель электронной коммерции является самым низким в Балтии, однако, если сравнить динамику развития, то мы увидим, что в 2016 году по отношению к 2015 году этот показатель в Латвии имел самый высокий темп роста по сравнению с другими странами Балтии — 28,5%», — рассказывает Сергей Волвенкин, заведующий отделом дигитального маркетинга iMarketings.lv. Прирост электронной коммерции в Литве составил 18,2%, в Эстонии — 6,7%.
«Очевидно, что низкий уровень развития электронной коммерции не выгоден ни бизнесменам — потому, что они теряют прибыль, ни государству — потому что граждане пользуются выбором покупать товары или услуги в зарубежных интернет-магазинах. В результате из страны уходят деньги и налоги не уплачиваются. Низкий показатель развития электронной коммерции также отрицательно влияет на конкурентоспособность страны на международном уровне», — говорит С. Волвенкин.
Показатель развития электронной коммерции ниже латвийского имеют Румыния (8%), Болгария (5%), Кипр (5%) и Греция (4%). Самые высокие показатели развития электронной коммерции у Ирландии (33%), Чехии (31%), Бельгии (31%), Норвегии (21%) и Финляндии (21%). В Великобритании, которая, как кажется, является очень активной в электронной коммерции, эта цифра составляет лишь 18%, а это в два раза выше, чем в Латвии.
«Хорошей новостью является то, что латвийские предприниматели в настоящее время имеют большой потенциал для развития интернет-торговли. Глядя на более развитые страны Европы, мы видим, что развитие нашей электронной коммерции находится на начальной стадии. Чем больше навыков и умений будут демонстрировать в вопросах онлайн-торговли латвийские предприниматели, тем легче им будет начать освоение экспортных рынков и конкурировать на них с местными компаниями. Но следует учитывать — развитая среда электронной коммерции в других странах диктует более жесткие правила игры, — подчеркивает С.Волвенкин. — Однако для того, чтобы мы смогли догнать наших соседей, к сожалению, одного желания и усилий предпринимателей будет недостаточно».
Государственная поддержка также должна быть активной. Нужно создавать программы/ инициативы, которые будут помогать развивать отрасль электронной коммерции в целом». В качестве примера хорошей практики эксперт упоминает, например, опыт одной из Скандинавских стран, где ученикам уже во время учебы в школе дают практическое задание — создать свой первый электронный магазин.
*ссылка на данные статистики.
**показатель развития электронной коммерции дает представление о том, какая доля оборота предприятия приходится на продажи товаров / услуг в Интернете (как физическими, так и у юридическими лицами) по сравнению с общим оборотом предприятия.
Ref: 225.000.112.7938