В результате аудита, проведенного Европейской счетной палатой, выяснилось, что за короткий период времени проект железнодорожной линии Rail Baltica подорожал на 2,352 млрд евро и увеличился в стоимости до семи миллиардов евро, сообщил во вторник, 16 июня, во время совместного заседания комиссии по окружающей среде, народному хозяйству аграрной и региональной политике и комиссии по делам Европы и комиссии по публичных расходам и ревизии представитель Европейской счетной палаты Люк Троен.
«На взгляд Европейской счетной палаты, реальные расходы в данный момент составляют не 4,648 млрд евро, как планировалось изначально, и не выделенные на проект 5,8 млрд евро, а семь миллиардов евро, и есть риск, что в будущем эти расходы могут вырасти», — сказал Троен.
Он также добавил, что в ходе проведенной Европейской счетной палатой ревизии действий Европейской комиссии выяснилось, что не ясна экономическая устойчивость проекта Rail Baltica, поскольку в направлении север-юг транспортное движение не значительно и на нем преимущественно используются автодороги и морской транспорт.
«Чтобы проект был экономически устойчивым, это должна быть линия пассажиро-грузоперевозок смешанного типа. Чтобы проект окупился в долгосрочной перспективе, поток перевозок должен быть большим. Возможно, странам Балтии нужен вовсе не скорый поезд, а более медленный, но который будет дешевле и более подходящим»,
— пояснил Троен.
Он также отметил, что по мнению Европейской счетной палаты, существуют риски, связанные с завершением проекта в установленные сроки, до сих пор не приняты решения, как проект будет управляться в долгосрочной перспективе. Кроме того, в проекте Rail Baltica до сих пор отсутствует план того, как он будет соединен с отличающимися по ширине железнодорожными линиями, а также до сих пор не обсужден вопрос соединения с Польшей.
Читайте также: Rail Baltica: готовы основные решения строительства проекта Рижского вокзала
Представитель Европейской счетной палаты Михаил Козлов добавил, что в ходе аудита оценивалась работа Европейской комиссии в целом по восьми различным транспортным проектам в разных регионах Европы.
В свою очередь президент Латвии Эгилс Левитс подчеркнул, что «для успешной реализации Rail Baltica нужен более высокий политический приоритет и межотраслевое и межведомственное сотрудничество».
«По сравнению с другими проектами, Rail Baltica от них не отстает и даже смотрится лучше. Вероятнее всего, строительство железнодорожной линии будет завершено к 2030 году с возможным резервом времени. По мнению аудиторов, возможная задержка срока сдачи проекта Rail Baltica сейчас составляет три года, что является самой маленькой задержкой среди прочих оцениваемых проектов», — отметил Козлов.
В своей презентации он также указал на рост расходов, пояснив, что существует риск искусственного завышения расходов. До сих пор из Европейского союза на данный проект было выделено 800 млн евро, а выплачено — 80 млн евро.
Козлов также подчеркнул, что, по мнению Европейской счетной палаты, существуют и риски задержки проекта, которые могут быть вызваны разногласиями между участниками проекта.
Также палата считает, что Европейской комиссии следует требовать от внедрителей проекта более качественного анализа расходов.
«В ходе аудита не было получено уверенности в прогнозах грузопотоков и пассажирских потоков. В области охвата Rail Baltica проживает слишком мало жителей, которые не смогут обеспечить необходимое число пассажиров. Неясно также, сможет ли ожидаемый грузопоток компенсировать поток пассажиров. Европейская счетная палата не отрицает, что грузы могут компенсировать нехватку пассажиров, чтобы обеспечить устойчивость линии, но пока мы не видим мер, которые к этому бы привели», — сказал Козлов.
И.о. Руководителя представительства Европейской комиссии в Латвии Андрис Кужниекс пояснил депутатам, что рост расходов вызван изначально не включенная в проект интеграция в Ригу и соединение Каунас-Вильнюс.
В то же время он подчеркнул, что официальные расходы на проект по-прежнему составляют 5,8 млрд евро, а упомянутые Европейской счетной палатой семь миллиардов не имеют официального подтверждения.
Депутат Европейского парламента Робертс Зиле подчеркнул, что Европейская счетная палата проанализировала проект лишь с точки зрения экономических аспектов.
«Если бы все инвестиции оценивались бы лишь с точки зрения экономической отдачи, странам Балтии бы не полагалось вообще никаких инвестиций, поскольку они бы не имели отдачи, а все жители Европы жили бы в треугольнике между Парижем, Берлином и Люксембургом».
— сказал Зиле.
Он также не понял, каким образом Европейская счетная палата получила семь миллиардов. Зиле подчеркнул, что грузопоток по дороге Via Baltica несколько лет назад составлял 20 млн тонн в год, поэтому, переориентировав грузы на железную дорогу, грузопоток будет обеспечен.
«Все внедрители проекта считают, что осуществить проект до 2026 года реально. И Европейская счетная палата указывает, что проекту особо ничего не угрожает, а с резервом времени его можно завершить до 2030 года», — добавил политик.
Как сообщалось ранее, проект Rail Baltica предусматривает создание железнодорожной линии с колеей европейского стандарта от Таллина до границы Литвы с Польшей, чтобы далее соединить страны Балтии железной дорогой с другими европейскими странами. В странах Балтии планируется построить новую железнодорожную линию протяженностью 870 км, максимальная скорость движения поездов по которой сможет составлять 240 км/ч.
Ожидается, что расходы на проект составят 5,8 млрд евро, включая ответвление, которое решено построить между Каунасом и Вильнюсом. Часть расходов будет покрыта из средств Европейского союза. Планируется, что железнодорожная линия будет готова в 2026 году.