В охранном бизнесе, как и в любой другой отрасли, которая предоставляет услуги, цена которых состоит по большей части из расходов на рабочую силу, многие трудоустраивают своих работников нелегально, сказал председатель правления компании АО G4S Latvia Эдгарс Залитис.
Сказать точно, сколько компаний работают в «теневом» секторе, невозможно, но таких много, считает Залитис. «Это относится не только к охранному бизнесу, но и к обслуживанию домов, перевозкам и многим другим отраслям. В таких местах очень хочется что-то оптимизировать за счет налогов», – сказал Залитис.
Он пояснил, что услуги фирм, работающих в «теневой экономике» обычно дешевле. «-За счет неуплаченных налогов можно существенно снизить стоимость услуг. Например, если в стране установлена определенная минимальная зарплата, а в каком-либо конкурсе выигрывает претендент, предлагающий цену меньше минимальной зарплаты, значит, здесь что-то не так. Поэтому предложенная цена в таких конкурсах не может быть решающей», – добавил Залитис.
На вопрос, теряла ли компания G4S Latvia клиентов из-за нечестной конкуренции, Залитис ответил, что это зависит от морали и норм каждого клиента.
«Бывали случаи, когда наши клиенты выбирали охранную фирму, которая не платила все налоги. Но были и другие случаи, когда клиенты приходили к нам. В прошлом году общее количество клиентов практически не изменилось. Если бы все клиенты ушли в «теневую зону», государство вообще не получало бы налогов. У нас отношение к неуплате налогов еще очень советское, в стране нет влиятельного механизма, чтобы это устранить», – сказал эксперт.
На вопрос, как G4S Latvia может конкурировать с предприятиями, чья деятельность непрозрачна, Залитис ответил, что каждый предлагает ту цену, которая для него выгодна, это не демпинг в классическом понимании.
«Речь должна идти о качестве услуг, о прогнозируемости предприятия. G4S – публичная компания, у нее понятная структура менеджмента и все остальное. Во-вторых, среди клиентов есть много компаний, которые ценят этический вопрос, для них важно, чтобы их партнеры по сотрудничеству и поставщики услуг были в «белом списке». Но мы не видим такого отношения в государственном секторе и среди компаний, принадлежащих ему. Например, для скандинавских компаний это важно. А для российских – нет», – добавил Залитис.
Считается, что идея Министерства финансов ввести «белый список» предприятий не даст никакой особой выгоды, а недобросовестные предприятия все равно не перейдут в легальный бизнес.
«В Латвии в сфере услуг, для которой характерно большое количество работников, проблема неуплаты социального налога за работников – большая проблема, поскольку именно эти взносы создают основную нагрузку», – сказал Залитис.
По его мнению, учитывая высокий уровень теневой экономики и удельный вес нелегальной занятости в стране, именно этот критерий должен бы стать основным для внесения предприятия в «белый список». Все компании, попавшие в него, должны быть «прозрачными» и не должны скрывать истинное количество работников и сумму уплаченных за них налогов.
«К сожалению, этот критерий, который, действительно, придал бы смысл «белому списку», не внесен в список необходимых критериев. А поэтому нахождение в этом списке будет просто вопросом престижа, а не борьбой с нечестными налогоплательщиками», – сказал Залитис.
«Чтобы «белый список» был эффективным, я бы посоветовал обратить внимание и привести в порядок те отрасли, которые касаются участия предприятий в конкурсах – требования к участникам должны быть более жесткими, а преимущества должны иметь легально работающие компании. Ценности списку добавило бы и условие, что в конкурсах самоуправлений могли бы участвовать только те предприятия, которые находятся в списке», – сказал Эдгарс Залитис.