Не нормально тратить от 30 до 50% месячного дохода только на то, чтобы дома был свет и тепло, в интервью порталу бизнес-новостей BNN признал директор предприятия по производству сухих строительных смесей и строительной химии ООО Sakret Андрис Ванагс.
Вы экспортируете сотни тонн продукции. Насколько велико число ваших частных клиентов?
Несомненно нам следует бороться и за частных клиентов. Мы все хотим жить в упорядоченной среде. Если люди будут меньше платить за содержание дома, то эти средства останутся в обороте латвийской экономики и продолжат обращаться. Не нормально тратить от 30 до 50% месячного дохода только на то, чтобы дома был свет и тепло.
Каковы успехи полуфабрикатов Sakret в группе „Dari pats” („Делай сам”)?
В 2010 году по сравнению с предыдущим годом, сегмент 5-ти килограммовых упаковок вырос на 400%. Мы пионеры по введению на рынок сухих смесей в мешках по 12,5 кг в Балтии. Таким образом, клиенты во всей Балтии могут сэкономить, потому что покупают материал в нужном объеме для проведения конкретных работ. Качественной должна быть каждая песчинка — это основа всего. Из грязи золота не сделать.
Почему в марте 2010 года вы угрожали, что могли бы заморозить работу завода в Стопини и всю готовую продукцию в магазины завозить из Кедайни (Литва) или Пайде (Эстония)?
В принципе, сейчас ситуация не изменилась. Правительство должно заботится о том, чтобы у нас не были самые высокие налоги среди трех стран Балтии. Тогда я обратил внимание властей на очевидную вещь: если, производить товар в Латвии дороже, нежели транспортировать продукцию из Литвы или Эстонии, то это не нормально.
Выгодна ли налоговая политика Латвии экспортерам?
Мы производим и продаем в магазинах то, что иначе пришлось бы импортировать. Все зависит от объемов рынка и от того, распознаваема ли конкретная продукция на этом рынке. Или же тебе необходимо прикладывать значительные усилия, чтобы твою продукцию заметили. Производства надо строить там, где товар легче всего реализовать. Поэтому в 2004 году первый завод мы открыли в Стопини, недалеко от Риги. После этого мы заняли экспортные ниши, а также инвестировали восемь миллионов евро в эстонское производство и около десяти — в литовское. Свои мощности мы рассчитывали таким образом, чтобы можно было не только заполнить местные рынки, но и экспортировать товар.
Ваш коммерческий директор утверждал: «песка будет достаточно, нужно стараться улучшать благосостояние, перерабатывая этот песок». Ваши карьеры неисчерпаемы?
В Стопини у нас нет карьера. Мы скооперировались с производством Cemex в Броцены и используем их песок, который везем из Мадонского района. В Латвии мы богаты песком, глиной, доломитом, известняком, гипсом. Здесь надо развивать производство традиционных стройматериалов. Поэтому в Латвии укрепились предприятия высшего уровня — таки как Cemex и Knauf. Следующим поколениям Латвии не грозит нехватка сырья.
Почему вы создали синергизм с Cemex, чтобы вместе завоевать рынок стройматериалов Эстонии?
Общими силами мы добились там колоссального успеха: нам удалось завоевать почти 50% рынка в нише фасованного цемента. Самый верный шаг — предлагать потребителю все от одного поставщика. Завод в Броценах находится в 500 км от Таллина. Мы передали Пайде доли своих производственных мощностей, где их цемент мы фасуем и развозим по сетям логистики Sakret в Эстонии. Таким образом, мы производим как свой товар, так и товар бренда Cemex. Мы кооперируемся также и с производителем блока Aeroc. Под этим брендом в Эстонии мы производим некоторые сухие смеси, которые они не только успешно реализуют в Балтии, но и экспортируют в Скандинавию и Россию.
Способствует ли синергизм бренда Sakret неисчерпаемому росту?
Да, именно так. Перед тем, как построить завод в Стопини, мы оценили, что производить — Rigamix или Sakret? Почувствовали, что латвийский бренд будет сложно перенести в Литву и Эстонию, и совсем трудно в Скандинавию. Поэтому решили присоединиться к системе Sakret.
Если у вас были такие хорошие успехи с франшизой в Балтии, то почему в 2009 году надо было основывать холдинг?
Холдинг был создан с целью оптимизировать расходы на стратегическое управление из Риги (финансы, производство, маркетинг, логистика), потому что мы воспринимали себя как одно предприятие с единым внутренним рынком в Балтии. В каждой стране на месте работало правление среднего ранга — тактики планирования.
Каковы изменения оборота Sakret за последние три года?
В 2008 году оборот составлял 10,8 млн евро, в 2009-ом — уже 12 млн евро. В 2010-ом году во всей Балтии мы достигли оборота в размере 12,5 млн евро. Рынок был поделен на два сегмента: торговля с полок по-прежнему падала, но нам помог феномен экономического раздела — проекты утепления многоквартирных домов. Спасибо правительству. Это помогло остаться на плаву целой индустрии.
Какова динамика количества сотрудников на предприятиях Sakret?
В Латвии работают 53 человека (ранее — 70) и по 25 работников в Литве и Эстонии (ранее — 45). Это самое оптимальное число. В Латвии два завода. Управление компанией производится отсюда.
С 1 января 2011 года Эстония присоединилась к зоне евро. Как это облегчает ваш бизнес?
Это позволило упростить платежи между Sakret и другими предприятиями холдинга. Финны, попадая в Таллин, отныне могут легче сравнивать цены, в Эстонии они зачастую ниже, и это способствует сбыту продукции. За значительные инвестиции в завод Пайде, удержание рынка и увеличение объемов экспорта нас похвалил премьер Валдис Домбровскис, когда он в ноябре 2010 года гостил у нас вместе с министром экономики Эстонии.
У вас есть два сотрудника в Финляндии, которые занимаются освоением рынка Скандинавии. Как успехи?
Наши представительства развиваются. В этом году бюджет будет в два раза больше, нежели в прошлом. По сравнению с Балтией, цифры невелики. Мы абсолютно уверены в том, что они сделают это с помощью логистики через Эстонию. Резерв производственных мощностей Эстонии был предусмотрен для Финляндии и России. Из Литвы мы поставляем товар в Белоруссию и Калининград.
В Западной Европе производства намного мощнее, поэтому вы можете стараться попасть на рынок России?
Мы можем работать только там, где у нас есть лицензии — в Балтии, Финляндии, Швеции, Белоруссии, Украине и в России. Мы не можем без согласия местного держателя лицензии Sakret войти на рынок Германии, Польши, Венгрии и т.д. Ту продукцию, которую нет смысла производить из-за небольших объемов, мы закупаем в Германии и отправляем прямо в Финляндию.
В 2008 году Sakret планировал в течение пяти лет создать пять заводов в России и Украине, эти планы отвергнуты?
Мировой кризис внес коррективы не только в развитие Балтии, но и этих рынков. Наши партнеры заморозили свои инвестиции, теперь мы вместе ждем лучших времен, когда сможем точнее прогнозировать тенденции на рынке строительства.