Если Латвия будет внесена в «серый список» международной Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), негативное влияние будет ощущаться еще долго, сообщил в интервью агентству LETA председатель правления Swedbank в Латвии, заместитель председателя совета Ассоциации финансовой отрасли Рейнис Рубенис.
Он отметил, что проделана огромная работа по введения рекомендаций Moneyval по борьбе с легализацией преступно нажитых средств и финансирования терроризма.
«Латвийские учреждения достигли существенного прогресса, и большое спасибо надо сказать руководителю Службы финансовой разведки Илзе Знотине и сотрудникам Комиссии рынка финансов и капитала. Мне хочется верить, что финансовая отрасль выполнила свою домашнюю работу. Однако, если прочитать сообщение Moneyval, видно, что основная критика была связана вовсе не с финансовым сектором. Что касается применения законов, расследований и работы судов, прогресс мог бы быть и лучше. Поэтому достаточно ли мы сделали в целом — еще вопрос», — признал Рубенис.
«Если Латвия все же попадет в «серый список», пострадает вся страна»
«Если нас внесут в «серый список», в тот день ничего трагического, конечно, не произойдет.
Но это повлияет на репутацию страны, что соответственно может повлиять и на кредитный рейтинг, а вместе с тем и удорожить расходы на обслуживание государственного долга, уменьшить интерес инвесторов и их желание сюда вкладывать. Какое крупное и международное предприятие захочет сделать рывок в стране, которая находится в «сером списке»?
Если что-то «расшатается» на экспортных рынках и нашим экспортерам придется искать новых партнеров по сотрудничеству, тот факт, что они будут из государства, внесенного в «серый список», точно не поможет. Так что негативный эффект мы ощутим не сразу, а в среднесрочной и более длительной перспективе», — отметил Рубенис.
В то же время он признал, что Латвия должна была попасть в «серый список» еще пять лет назад — это было бы честнее. «Сейчас действительно проделана огромная работа, и я очень надеюсь, что она будет учитываться при оценке Латвии», — сказал Рубенис.
Также по теме: Ашераденс: чем дольше ищем главу КРФК, тем мы ближе к серому списку Moneyval
На вопрос, как попадание Латвии в «серый список» может повлиять на банки, Рубенис отметил, что влияние будет проявляться через цену финансовых ресурсов, поэтому дороже может стать и финансирование для клиентов банков.
«Возможно, латвийским банкам можно было бы установить дополнительные требования к капиталу, учитывая риски, которые возникнут. Если сократится кредитный рейтинг государства, который является точкой отсчета, упасть могут и рейтинги кредитных рисков предприятий, поэтому им придется хранить на балансах больше капитала. Все это обернется более дорогими кредитами», — сказал Рубенис.