Теоретически строительная отрасль должна развиваться через год после того, как ВВП страны достиг позитивных показателей. В настоящее время можно предположить, что это может случиться во второй половине этого года. Вместе с тем строительство может восстановиться уже во второй половине следующего года, порталу бизнес-новостей BNN признал председатель правления ООО YIT Celtniecība Андрис Боже.
Каковы важнейшие события в вашей отрасли в последнее время?
Во-первых, начал оживляться рынок недвижимости и хотя рост умеренный, он все же показывает стабильные тенденции. Во-вторых, началось кредитование физических лиц, которое еще несколько лет назад было полностью приостановлено. В-третьих, активность наблюдается также и среди инвесторов, которые уже работают в Латвии или впервые пробуют свои силы на местном рынке. Одна из отраслей — развитие торговых центров, которые с нуля строят ведущие участники рынка — как Maxima, так и Rimi, а также такие предприятия, которым ранее стремительное расширение сети магазинов было нехарактерно — например, Prisma.
В последнее время оттепель также наблюдается и на рынке эксклюзивных квартир в таких районах как центр Риги и Юрмала. Можно сказать, что в этом сегменте инвесторам скоро будет нечего предлагать. В последние месяцы в отдельных районах началось движение также и на рынке земли. Движение в основном заметно в центре города, где инвесторы ищут земельные участки с уже готовым техническим проектом квартир. Также земельный рынок оживляется и в Юрмале. Все названные сигналы позволяют заявить, что самый тяжелый этап кризиса за спиной.
Ощущаете ли Вы нехватку квалифицированной рабочей силы?
Да, к сожалению, с сфере строительства квалифицированные работники — дефицит. Есть определенные секторы, где не хватает сезонных специалистов. Например, в связи с освоением фондов Европейского Союза (ЕС) и проектами по утеплению зданий летом не хватает рабочих с соответствующей квалификацией. Вторая актуальная проблема — инженерные проекты, которые связаны с реконструкцией водопроводов в городах и поселках, нехватка работников особо заметна летом.
Когда ваше предприятие сможет достичь докризисные показатели?
Хотя на рынке в прошедшие годы наблюдался спад, нашему предприятию удалось продолжить начатые проекты. Так, в прошлом году начали строительства нового комплекса жилых помещений на Кипсале. Сейчас начали работу над проектом среднего класса в Зиепнеккалнсе. В этом году планируем развитие еще одного проекта. Нам удалось использовать спад на рынке для увеличения мощностей предприятия.
Теоретически строительная отрасль должна развиваться через год после того, как ВВП страны достиг позитивных показателей. В настоящее время можно предположить, что это случится во второй половине этого года. Вместе с тем строительство может восстановиться уже во второй половине следующего года, а в 2013 году мы вернемся к докризисным показателям. Конечно, это не будут такие числа, как во время бума, но стабильный рост гарантирован.
Какие изменения в законодательстве Латвии вы хотели бы видеть?
Улучшения в законодательстве реализуются, но минимально. Хотелось бы видеть реальную инициативу. Казалось бы, что прошедшие годы — самое подходящее время для наведения порядка во всех законах, связанных со строительством. Однако это время не было использовано.
Наиболее важная проблема, несомненно, — сложное законодательство, которое отнюдь не привлекательно для инвесторов. В Латвии, в отличии от других стран, процесс начала строительства очень сложный, потому что на этапе разработки технического проекта есть множество промежуточных этапов, каждый из которых требует долгого согласования в разных государственных и муниципальных учреждениях. Это один из самых худших показателей в ЕС, потому что в других странах такие процессы занимают в два-три раза меньше времени.
Поддерживаете ли Вы присоединение Латвии к еврозоне? Как это повлияет на деятельность Вашего предприятия?
Фактически, вместе со вступлением в ЕС Латвия уже сделала свой выбор и введение евро — логичный шаг. Во-первых, вместе с введением евро во всех секторах сократятся расходы, связанные с валютными рисками. Во-вторых, необходимо не забывать об определенных требованиях, которые являются неотъемлемой составляющей для введения евро.
Думаю, что в долгосрочной перспективе введение евро даст только положительный результат. Евро — хороший сигнал для инвесторов, потому что единая валютная зона и экономическое пространство будут стимулировать их интерес к Латвии и Балтийскому региону. Бизнес-среда также почувствует экономию в сделках, где сейчас есть расходы на конвертацию валют.
Как Вы оцениваете политику правительства по улучшению экономической ситуации в государстве?
Все работающие в бизнес-среде согласны с тем, что самая большая проблема — непрогнозируемая налоговая политика. К сожалению, последние изменения в налогообложении были приняты в последний момент. Изменения не исключены и во время нынешнего календарного года.
Для рынка недвижимости систематическое поднятие налогов — плохой сигнал для инвесторов. Хотя принцип по сути правильный — переложить налоговое бремя с рабочей силы на потребление. Однако непрогнозируемость в налоговой политике не позволяет положительно оценивать этот процесс. Немаловажно также и то, что в бизнес-среде и в обществе в целом пропало доверие к целесообразному и парильному расходованию налоговых средств.
Как Вы оцениваете конкурентоспособность Латвии в мире и что необходимо делать для ее повышения?
Во-первых нам нужен положительный сигнал для увеличения доверия. Во-вторых, если мы на самом деле хотим быть конкурентоспособными, то у нас должно быть эффективное производство с низкими затратами и нормальными зарплатами. В-третьих, Латвии не хватает дальновидности и долгосрочной перспективы развития, это можно устранить элементарным планированием. Кроме того, небольшой, но эффективный госаппарат — по-прежнему остается целью правительства, которая пока так и не реализована.
Нынешняя консолидация в госсекторе была правильной?
Меня не покидает ощущение, что государство тормозит пересмотр и анализ своих функций. Допускаю, что существует ряд функций, от которых госсектор мог бы отказаться, делегировав их частному сектору и сэкономив немало средств.
В каких отраслях вы видите возможности для сокращения бюджета?
Механическое урезание расходов и поднятие налогов — самый легкий путь по латанию дыр. Политическая воля нужна для того, чтобы осуществлять структурные реформы.