Жители Талсинского края не могут быть уверены в том, что коммунальные услуги и услуги по управлению недвижимостью, в которых они нуждаются ежедневно, будут доступны в долгосрочной перспективе.
Предприятия, которые предоставляют услуги, и общества, которые принадлежат Талинской краевой думе, работают в убыток, не могут полностью покрыть свои краткосрочные обязательства за счет текущих активов и могут столкнуться с трудностями с платежеспособностью в ближайшем будущем. Кроме того, из-за плохого управления муниципальными предприятиями услуги, которые они предоставляют населению, некачественные и дорогие, сообщает Госконтроль на своем сайте.
Если Талсинская краевая дума не примет срочных мер, жители будут вынуждены платить за услуги все больше и больше. Таковы выводы Государственного контроля после проведенной ревизии с целью выяснить, управляет ли Талсинская дума муниципальными предприятиями в соответствии с принципами верховенства закона и передовой практикой.
Дума, вложившая уже 5,4 миллиона евро в уставный капитал муниципальных предприятий, является собственником 100% долей в Talsu namsaimnieks, Talsu ūdens» и Talsu televīzija. В свою очередь в ООО Atkritumu apsaimniekošanas sabiedrība PIEJŪRA и Северо-Курземской региональной больнице думе принадлежат 23,22% и 10,4% долей капитала. В ходе анализа финансовой отчетности во время ревизии была выявлена особенно неблагоприятная финансовая ситуация в ООО Talsu namsaimnieks и ООО Talsu ūdens. По мнению Государственного контроля, эти муниципальные предприятия подвержены долгосрочным операционным рискам.
Ненадлежащее расходование денег граждан, искажение конкуренции, невыполнение обещаний, неверный расчет тарифов и рост затрат
ООО Talsu namsaimnieks некачественно выполняет обязанности по управлению зданиями, значительные недостатки также были выявлены при проверке технического состояния зданий. Ревизоры выявили, что по состоянию на 30 декабря 2019 года ООО Talsu namsaimnieks получило от собственников квартир на 860 335 евро больше, чем потратило на содержание и управление жилыми домами. Объясняя использование этих денег, муниципальное предприятие раскрыло, что деньги жителей были потрачены не на управление зданиями, принадлежащими жителям, а на имущество самой думы — котельные и тепловые сети. ООО Talsu namsaimnieks в нарушение рамок, указанных в соглашении о делегировании, не только предоставляет услуги управления собственникам жилых домов, но и с целью получения дополнительного дохода для улучшения неблагоприятной финансовой ситуации предлагает также услуги вне области управления домами. Например, ООО Talsu namsaimnieks предоставляет такие платные услуги, как частные коммерсанты, — занимается продажей похоронных принадлежностей (гробы, полотенца, подсвечники и т. д.), арендует транспортные средства и дроны, выполняет ремонтные работы или оказывает услуги по благоустройству (стрижка газонов, посадка деревьев) частным лицам. Дума не проводила оценку влияния такой деятельности муниципального предприятия на других участников рынка.
В свою очередь потери воды, обнаруженные в сетях водоснабжения, которые обслуживает ООО Talsu ūdens, в 2018 году достигли 29%, что почти вдвое выше, чем в среднем по стране в секторе водоснабжения (16%), а в некоторых районах края достигает даже 80%. Поскольку расходы на потери воды уже составляют 14% от тарифа на услуги водоснабжения, муниципальному предприятию необходимо срочно всесторонне выявить причины потерь воды и разработать план улучшения ситуации, чтобы жители, которые пользуются услугами ООО Talsu ūdens и добросовестно оплачивают счета, не должны были переплачивать за постоянно растущие потери воды.
В свою очередь, ООО Atkritumu apsaimniekošanas sabiedrība PIEJŪRA так и не выполнило поставленную цель — обеспечить раздельный сбор мусора, что снизило бы расходы на услуги для населения, так как определенные виды сортированных отходов необходимо вывозить бесплатно.
В ситуации, когда несколько муниципальных предприятий Талинского края работают в убыток и требуются дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения деятельности этих муниципальных предприятий, за счет муниципальных предприятий закупаются алкогольные напитки и оплачиваются досуговые мероприятия сотрудников, такие как лодочные прогулки. Поскольку ООО Talsu ūdens дарит подарки сотрудникам муниципалитета, а в ООО Talsu namsaimnieks даже не установлен порядок контроля представительских расходов.
Чтобы жители получали объективную, основанную на фактах информацию, средства массовой информации должны быть независимыми от внешних влияний. Однако ООО Talsu televīzija работает в условиях, которые создают риск предвзятости в подготовленных им материалах о деятельности думы. Талсинская дума владеет всеми долями капитала, она делает заказы муниципальному предприятию на подготовку определенных сюжетов, и расчеты производятся за конкретные сюжеты, а не предоставляется финансирование для создания независимых сюжетов.
При оценке тарифов на предоставляемые ООО Talsu ūdens услуги водного хозяйства, была выявлена проблема, которая, вероятно, актуальна для многих муниципалитетов Латвии касательно расходов, которые необходимо включить в расчет тарифов на инфраструктуру управления водными ресурсами, созданную в рамках проектов фондов Европейского союза. Тарифы на услуги, оказываемые населению, и, соответственно, размер получаемых от населения денежных средств могут существенно различаться в зависимости от того, находится ли эта инфраструктура на балансе думы или на балансе муниципального предприятия. Например, в случае Талсинского края разница за услуги водоснабжения в течение года составила бы 63 316 евро, а за услуги канализации — 82 161 евро.
Государственный контроль обратится к Министерству охраны окружающей среды и регионального развития, Министерству экономики и Комиссии по регулированию общественных услуг с просьбой как можно скорее решить этот вопрос. Это особенно важно в контексте предстоящей муниципальной реформы, когда можно ожидать объединение поставщиков услуг водоснабжения и инфраструктуры, находящейся в их распоряжении.
Многие беды — из-за несоответствующего управления предприятиями и бухгалтерского учета
Государственный контроль в ходе ревизии пришел к выводу, что критическое положение муниципальных предприятий Талинского края вызвано слабым финансовом управлением и отсутствием современного, ориентированного на результат управления. Рекомендации внутреннего аудитора по совершенствованию бухгалтерского учета и экономически обоснованного ценообразования услуг долгое время не вводились в муниципальных предприятиях. Не зная точно, сколько стоят услуги, оказываемые населению, невозможно вовремя выявить увеличение затрат, оценить их влияние на деятельность муниципальных предприятий и найти решения проблем. Отсутствие экономически обоснованных данных также не позволяет депутатам местной думы оценивать эффективность деятельности муниципальных предприятий, ставить цели для муниципальных предприятий, исходя из потребностей населения, и принимать решения об установлении платы за услуги, соответствующей платежеспособности населения. В ходе ревизии установлено, что зачастую принимаемые решения довольно далеки от реальности деятельности муниципальных предприятий.
Только улучшив бухгалтерский учет и соглашения о передаче полномочий, заключенные с муниципальными предприятий для предоставления различных услуг, вытекающих из функций муниципалитета, муниципалитет мог бы добиться значительной экономии средств. В рамках ревизии было подсчитано, что, например, для содержания кладбищ и недвижимого имущества, принадлежащего муниципалитету, в течение двух проверенных лет (2018, 2019), из муниципального бюджета можно было потратить на 132 484 меньше, и в дальнейшем экономить по крайней мере 62 204 евро ежегодно.
Однако упорядочение финансовой отчетности — это лишь часть хорошего корпоративного управления. Не менее важно обеспечить прозрачность деятельности муниципальных предприятий, предоставляя информацию о их деятельности и поддерживая постоянный диалог с населением, чтобы узнать их мнение о качестве услуг.
К сожалению, на веб-сайтах думы и муниципальных предприятий не публикуют полную информацию, требуемую законом, что лишает жителей и коммерсантов возможности удостовериться в добропорядочности действий думы и муниципальных предприятий при принятии решений, касающихся конкуренции, результатов деятельности муниципальных предприятий, затрат и влияния на цены и тарифы на услуги. Текущий подход к оценке удовлетворенности получателей услуг и жителей как в администрации края, так и в муниципальных предприятиях также был довольно формальным, поскольку по сути не было выявлено ни удовлетворенность жителей услугами, ни проблемы с доступностью и качеством услуг. Поступающие от жителей заявления и жалобы не собираются и систематически не оцениваются.