Мэр Риги Нил Ушаков и лидер общества «За родной язык» Владимир Линдерман сознательно провоцируют национальный конфликт между русскими и латышами, заявил корреспонденту BNN председатель парламентской фракции партии «Единство» Дзинтарс Закис.
Тревога по этому поводу, а также желание понять, насколько глубоко радикальные настроения политиков разделяются в русской общине Латвии, стали поводом к тому, чтобы партия «Единство» организовала встречу с представителями русской интеллигенции. На нее были приглашены писатель и публицист Марина Костенецкая, президент АО «Дзинтарс», профессор Илья Герчиков и политолог Мария Голубева.
«За этой встречей последуют и другие, — пообещал Закис. – Мы хотим выяснить, насколько серьезен национальный вопрос для русскоязычного населения в целом. Сейчас уже очевидно, что Ушаков, как лицо политического объединения «Центр согласия», и Линдерман последовательно проводят ряд акций с целью эскалации межэтнического конфликта в Латвии». На вопрос корреспондента BNN, не являлась ли инициатива национального объединения Visu Latvijai!/TB-LNNK по переводу школ национальных меньшинств на латышский язык обучения также провокационной акцией, направленной на раскол в обществе, Дзинтарс Закис ответил: «Это было разовое мероприятие, которое не получило продолжения, поэтому не вызвало опасений».
Президент АО «Дзинтарс» Илья Герчиков в беседе с BNN отметил, что представители партии «Единство» лишь выслушали мнения приглашенных:
— Моя поцизия, озвученная на этой встрече, заключается в следующем. В обществе нет той ненависти между русскими и латышами, что культивируют радикально настроенные политики. Правильным было бы объединять интересы двух общин, а не разделять по этническому признаку. Особенно сейчас, когда страна с 1989 года потеряла почти 1 млн. человек в результате как естественной убыли населения, так и трудовой миграции. Я посмотрел данные переписи населения за 1989 год. Тогда в Латвии проживало 2 млн 680 тысяч человек. По результам последней переписи, нас осталось 1 млн 700 тысяч. Национально ориентированные политики не просчитали, на мой взгляд, два момента. Первый: тяжелая экономическая ситуация привела к тому, что многие латыши уехали на заработки, и русских в процентном соотношении стало больше и игнорировать такую массу народа стало просто невозможно. Второй: физически невозможно такое количество людей ассимилировать. Политики от «Единства» моё мнение не комментировали, а если и сделали какие-то выводы, то не поделились ими».
Как считает г-н Герчиков, особо не афишируемый курс на ассимиляцию, дал обратный результат. Русские, которых принуждали учить латышский язык, теперь знают и его, и английский и другие иностранные языки, что сделало их конкурентноспособными на рынке труда. В свою очередь, латышей, которые были лишены необходимости учить другие языки, теперь не принимают на работу. «Латвийский рынок ориентирован на Восток, кто бы что ни говорил о Западе. А на Востоке, в основном, говорят по-русски. Поэтому при сохранении латышского языка как единственного государственного, необходимо иметь второй язык официального общения. Ибо ненормально, что более 40% населения страны, я имею ввиду русских, лишены возможности прочитать инструкцию к лекарству на понятном им языке. И сбор подписей за русский язык, как второй государственный, это лишь форма протеста русскоязычных против того, что их загнали в угол», — подытоживает предприниматель.
Дзинтарс Закис в беседе с BNN умозаключениями по «русскому вопросу» делиться не спешил: «Вот проведем десять встреч с представителями русскоязычной общины, тогда и будем делать выводы, а также решать, какие меры предпринимать дальше, если понадобится».
Ref: 017.000.101.129