Несмотря на вложенные средства, за последние шесть лет несущественно вырос интерес к профессиональному образованию, показала проведенная Государственным контролем Латвии ревизия.
Госконтроль подсчитал, что за последние десять лет из госбюджета и еврофондов на систему среднего профессионального образования было выделено более миллиарда евро.
«За это время была проведена оптимизация сети учреждений профессионального образования и модернизация их материально-технической базы. Хоть на первый взгляд и сделано все лучшее, чтобы школьники не только стремились попасть в учреждения профессионального образования, но и заканчивали их, работали или учились дальше по выбранной профессии, однако за последние шесть не удалось существенно повысить интерес к профессиональному образованию. Его после 9 класса выбрали почти 40% школьников. Две трети выпускников таких образовательных учреждений продолжают учиться или начинают работать, и причем менее половины — по выбранной профессии. А более 30% вообще не заканчивают учреждение, куда поступили», — указано в ревизии.
В Латвии среднее профессиональное образование и профессиональное образование в 2019/2020 учебному году получали 26 580 человек в 58 образовательных учреждениях.
Госконтроль считает, что учреждения профессионального образования до сих пор работают без координируемого методического управления, что негативно влияет на эффективность функционирования системы профессионального образования и эффективность использования выделяемых на нее средств.
По мнению ревизоров, Министерство образования и науки более десяти лет не обновляло нормативы, которые определяют минимум расходов программы профессионального образования на одного учащегося. Поэтому в ходе ревизии не удалось выяснить, достаточно ли финансирования, выделяемого программам. В проверенных учреждениях обнаружены неэффективные расходы на содержание ненужных для учебного процесса объектов недвижимой собственности или на дотацию платных услуг.
Минобрнауки обязалось применить 19 рекомендаций, а Министерство культуры — 16 рекомендаций для улучшения системы профессионального образования.