Рекордно высокая занятость населения в России свидетельствует об удивительно равномерном отделении от Запада. Быстрое замещение брендов McDonald’s и Starbucks указывает на то, что бизнес в России вовсе не остановился. Однако Россия начинает ощущать давление, сообщает новостное агентство Reuters.
Спустя шесть месяцев после начала войны в Украине планы и проблемы крупнейшего российского автопроизводителя «АвтоВАЗ» дают представление о противоречивой ситуации в стране.
Российский автостроительный завод «АвтоВАЗ» этим летом возобновил производство автомобилей марки «Лада». Это произошло после остановки производства в марте в связи с введенными Западом санкциями, которые повлияли как на поставку автозапчастей, так и на потерю французского партнера — компании Renault. Официально предприятие не уволило пока ни одного из своих 42 000 сотрудников. Однако давление санкций оно ощущает.
Reuters отмечает, что большая часть из 3 200 работников завода в Ижевске, где производство еще не возобновлено, отстранены, и завод выплачивает им две трети зарплаты. Однако часть работников выполняют временную работу на заводе с сокращенным рабочим графиком.
В нынешнем месяце автопроизводитель предложил всем работникам в Ижевске единоразовое выходное пособие, поскольку производство намерено сконцентрироваться на производстве в главном заводе в Тольятти, что расположен в 600 км от Москвы.
Компания не предоставляет более подробной информации о своих планах относительно завода в Ижевске, хотя в этом месяце прозвучало заявление о том, что она сохраняет свои обязательства относительно перестройки завода, чтобы построить первое в России производство электромобилей Lada e-Largus.
Ректор Российской экономической школы Рубен Енкиполов отмечает, что трудности в автостроительной отрасли маскируются скрытой безработицей, когда работников не увольняют, а вместо этого им предоставляется бессрочный отпуск.
Профессор отмечает, что рост безработицы ожидается к концу года, когда, по его словам, станет ясно, что в ближайшее время санкции отменены не будут.
Министерство экономии РФ отказалось давать комментарии для данного материала. Министр экономического развития Максим Решетников отрицает слухи о стремительном росте безработицы, которая, согласно официальным данным, в июне достигала 3,9%. Он также считает, что осенью показатели безработицы сократятся и призвал не драматизировать, указав, что ситуация контролируется.
Машиностроение не единственная отрасль российской промышленности, которая сейчас страдает от западных санкций.
По словам заместителя председателя правительства РФ Татьяны Голиковой, в конце июля в отпуск или на сокращенный рабочий день были отправлены 236 000 человек.
Например, примерно половина всех авиадиспетчеров, или 14 000 человек, были отправлены в отпуска, либо работали неполный рабочий день. Кроме того, в отпуска работников отправили и многие иностранные компании, покинувшие Россию, например, такие, как Ikea или Zara.
Однако автостроительная отрасль пострадала больше всего. Согласно данным официальной статистики, в первом полугодии производство легковых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 62%
После начала полномасштабной войны России в Украине международные автоконцерны, в том числе Volkswagen, Nissan, Hyundai Stellantis, Mitusubshi и Volvo остановили свою деятельность в России и уволили сотрудников, выплатив им пособие в размере двух третей от зарплаты, в соответствии с действующим законодательством.