«Если в странах Европейской экономической зоны (ЕЭЗ), в том числе в Латвии, действует похожая система ОСТА, то отправляясь в страны, которые не входят в ЕЭЗ, во избежание неприятностей как во время поездки, так и после нее, следует знать важные аспекты и отличия действующей там системы страхования», — говорит председатель правления Латвийского бюро страховщиков транспортных средств Янис Абашин.
Во-первых, необходимо учитывать, что в государствах, не входящих в ЕЭЗ, но являющихся странами-участницами системы Зеленой карты, стандартный полис ОСТА не работает. Отправляясь в эти страны, необходимо иметь Международный договор страхования или Зеленую карту (ее можно приобрести в Латвии) или купить полис страхования на границе конкретного государства.
Необходимо учитывать, что за границей нужно иметь при себе распечатанный полис ОСТА. Важно следить за сроком годности договора страхования, так как участие в дорожном движении на незастрахованном транспортном средстве может принести его владельцу значительные убытки в виде штрафа дорожной полиции и покрытия расходов из своего кармана в случае ДТП.
Во-вторых, необходимо соблюдать правовые нормы, действующие в конкретном государстве, касающиеся фиксации ДТП и подачи заявления на получение возмещения. Если виновником ДТП является житель Латвии, то необходимо как можно быстрее сообщить об аварии в свою страховую компанию, которая может запросить дополнительную информацию, попросить объяснить обстоятельства ДТП, а также показать поврежденный автомобиль. Особенно это важно в случаях, когда обстоятельства ДТП фиксируются с помощью согласованного сообщения, которое необходимо предоставить своему страховщику в течение 10 дней.
В третьих, в случаях, если зарегистрированное в Латвии транспортное средство пострадало в ДТП в одной из стран, где действует Зеленая карта, и ответственность лежит на транспортном средстве, зарегистрированном в этой стране, заявку о возмещении в рамках ОСТА необходимо подавать в страховую компанию виновной стороны только в той стране, где произошло ДТП. Также необходимо учитывать, что сроки подачи заявки могут быть очень сжатыми. Например, в Белоруссии это только пять дней после ДТП. Если заявка подана после установленного в конкретной стране срока, то возмещение владелец транспортного средства не получит.
В случае неясностей после ДТП с вопросами можно обращаться в бюро Зеленой карты соответствующей страны. Контактная информация указана на обратной стороне полиса Зеленой карты.
И, наконец, необходимо считаться с тем, что лимиты возмещений и покрытие ОСТА в странах, которые не являются странами-участницами ЕЭЗ, отличаются. «Если в странах ЕЭЗ лимиты возмещений единые, то в странах-участницах Зеленой карты они могут быть значительно меньше и полностью не покрывать возникшие убытки», — информирует Янис Абашин.
Зеленую карту необходимо приобретать, если запланирована поездка на транспортном средстве в Албанию, Белоруссию, Боснию и Герцеговину, Иран, Израиль, Россию, Македонию, Черногорию, Марокко, Молдову, Тунис, Турцию, Украину, Азербайджан или планируется пересекать одну из перечисленных стран.
Ref:224.000.112.7915