bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Воскресенье 15.12.2019 | Именины: Jana, Johanna, Hanna
LatviaЛатвия

Как топили Латвийское пароходство. Часть I

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(+2 баллов, 2 оценок)

Baltic news,News from Latvia,BNN.LV,BNN-NEWS.COM,BNN-NEWS.RU

В статье «Экономический шторм в Латвийском пароходстве» информационное агентство BNN рассказывало, что обнаружило новое руководство АО «Ventspils nafta» (VN), которое контролирует судоходную компанию «Latvijas Kuģniecība» (LK), когда стало разбираться в полученном «наследстве». BNN обещало ответить на те вопросы, которые не затронул председатель правления VN г-н Саймон Бодди (Simon Boddy) в своём выступлении в Рижской Высшей школе экономики. Выполняем обещанное. Информация предоставлена источниками, близкими к нынешнему руководству VN и LK. 

В славные времена дикой приватизации планы передачи многих из лучших кусков государственной собственности составлялись так, что национальное богатство оказывались в руках «уважаемых» людей. Не секрет, что результаты конкурса на приватизацию национального пароходства ДОЛЖНЫ были устроить олигархов Айварса Лембергса и Андриса Шкеле. Так и получилось. Но Лембергс не был бы Лембергсом, если бы не пытался «кинуть» партнёра. И только серия специфических мер, осуществлённая обиженной стороной, принесла порядка 20 млн. латов (около $40 млн.), а здоровье Лембергса осталось неприкосновенным. Он фактически встал у руля LK. Эта история не является секретной, но она то ли позабыта, то ли сознательно умалчивается в латвийских СМИ.

Но, если называть вещи своими именами, то LK бесстыдно разворовывалось. Пока можно говорить о четырёх из всплывших основных схем увода денег.

Схема №1. Заниженные цены аренды судов 

Ранее был известен лишь сам принцип. Латвийское пароходство сдавало суда в аренду оффшорным компаниям «по лимонаду», а посредники затем пересдавали корабли по рыночным ценам. Как же это происходило, и о каких суммах может идти речь?

Договоры на фрахт пароходство имело с тремя компаниями, зарегистрированными на Британских Виргинских островах – Retona, LBK Shipping и Genko. Счета этих оффшорок были открыты в швейцарских банках AIG Privat Bank, Zurich и в Nordea Copenhagen. Управлялись они из офиса в Санкт-Петербурге, где базировалась фирма LBK Shipping.

Посреднические компании получали суда от пароходства, а затем сдавали их дальше в аренду  с разницей 3000-5000 долларов в сутки. То есть, LK как компания, недополучала 3000-5000 долларов сутки с каждого сданного в тайм-чартер судна. И это в худшие времена. В лучшие же времена, на пиках рыночной конъюнктуры в судоходной отрасли, разница могла достигать и 8 тыс. долларов в сутки. Эта схема использовалась руководством компании с 2006 по 2010 год, пока в Латвийском пароходстве в конце прошлого года полностью не сменился состав Правления и Совета. Точную сумму денег, которую увели из компании, назвать сложно, поскольку флот пароходства все время сокращался: в 2006 году у него было 38 судов, а в 2010 году только 21. Аренда новых судов стоит дороже, чем старых. В 2008 году средний возраст судов составлял 9,7 лет (в 2005-м – 17,5 лет). Но очень примерный размер ущерба за пять лет может оцениваться сотнями миллионов долларов.

«На эти «скромные» проценты, которые в разной пропорции оседали в карманах тогдашнего руководства, и финансировались предвыборные кампании латвийского олигарха», — говорит источник BNN.

Надо отметить, что договоры с этими оффшорками истекли только в июле 2011 года, а это означает, что пароходство продолжало терять деньги и при новом руководстве. Убытки компании, согласно данным отчета за 9 месяцев текущего года, составили 30,41 млн. долларов (15,09 млн. латов). Основная часть ущерба (12,56 млн. долларов) – это изменение оценочной стоимости трех танкеров, которые компания планирует продать для привлечения оборотных средств.

Напомним также, что дело о фрахте судов Латвийского пароходства рассматривается Верховной палатой Королевского судебного департамента Коммерческого суда в Лондоне по заявлению компании Vitol, крупнейшего акционера Ventspils nafta (VN), которой принадлежит 49,9% акций пароходства. Ответчиком выступает мэр Вентспилса Айварс Лембергс, которому суд запретил каким-либо образом распоряжаться своими активами на сумму в 135 млн. долларов.

Схема №2. Завышенные суммы договоров на покупку флота

В 2003 году LK заключила договоры с хорватской компанией 3 Maj о постройке десяти новых танкеров. В 2004 году такой же договор о 4 танкерах был подписан с корейским судостроительным заводом Hyundai Mipo Dockyard Ltd. В отчетах LK за 2006 и 2007 годы торжественно обещалось, что стоимость 14 новых судов будет в пределах 31-37 млн. долларов за каждый. Разброс цены почти в 20% уже ПОСЛЕ подписания договоров Латвийское государство, которому принадлежит 10% акций пароходства, не насторожил.

С 2006 по 2008 год компания получила все 14 судов, заплатив за них в общей сложности 510,8 млн. долларов, или по 36,5 млн. за каждое.

В 2007 году Правление пароходства заключает с той же корейской компанией договор на постройку еще четырех танкеров на общую сумму 200 млн. долларов, или по 50 млн. за каждую плавающую единицу.

По словам источника BNN, реальная рыночная стоимость судов такого класса тогда составляла 45 млн. Разница на круг могла составить около 20 млн. долларов. Нежирно, конечно, но на хлеб с черной икрой и тонким слоем масла уж точно хватило.

Отметим, что нынешнее руководство подало иски в суд против 15 бывших топ-менеджеров на общую сумму 12,84 млн. латов. Среди ответчиков – экс-члены правления Имант Сармулис, Андрис Линужс, Райвис Вецкаганс и члены совета Марис Гайлис, Карлис Болдишевич, Гунтис Лочмелис, Улдис Пумпурс, Ольга Петерсоне, Владимир Соломатин, Ансис Сормулис, Нормунд Станевич, Андрис Вилцмейерс, Свен Залитис, Мик Экбаумс и Владимир Кошкул. Движимое и недвижимое имущество, а также счета и доли в компаниях четырех из них – Петерсоне, Болдишевича, Пумпурса и Экбаумса — арестованы в качестве обеспечения иска на общую сумму 850,4 тыс. латов. Новое руководство LK считает, что бывшие члены Совета и Правления нарочно причиняли убытки компании, наживаясь на ней.

Нынешние стоны бывших

Улдис Пумпурс ранее заявлял порталу Nozare.lv, что в Латвии человека судят, основываясь лишь на мнении истца. «Суд руководствуется принципом – «если вдруг что, то лучше арестовать имущество», — полагает Пумпурс. Также, по его мнению, к этому судебному процессу нужно привлечь профессионалов судоходного бизнеса, а то сейчас «все несут полную чушь». С этого места можно подробнее.

Г-н Пумпурс исповедует принцип – что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Естественно, что Юпитером в его случае является сам Пумпурс. Он прибегал к аресту имущества своих партнеров через суд родного Курземского округа. Как сообщил источник BNN, в одном из своих споров за груз, Пумпурс «на всякий случай» наложил арест на товар третьей стороны – покупателя — и продержал его под арестом два года. Это, якобы, стоило покупателю 800 тысяч долларов.

Г-н Пумпурс, окончил Латвийскую сельскохозяйственную академию и Ленинградскую высшую партийную школу КПСС. И в то время, когда Лембергс был секретарём районного комитета КПСС в Вентспилсе, Пумпурс работал там же руководителем одного из отделов, а затем стал первым заместителем председателя Вентспилсского районного исполнительного комитета, по нынешним временам – Вентспилсской думы под руководством того же Лембергса. Так что нет сомнений, что Улдис Пумпурс является большим профессионалом судоходного бизнеса, и именно он, а не Верховная палата Королевского судебного департамента Коммерческого суда в Лондоне сможет отличить «полную чушь» от схемы опустошения кассы пароходства.

Ещё один бывший член Совета LK, бывший премьер-министр Латвии Марис Гайлис, другому источнику BNN выдал такую сентенцию: в наше время в судоходной отрасли начался серьезный кризис, что, естественно, привело к убыткам. К сожалению, я вляпался в неприятную ситуацию, ибо и наших предшественников обвиняли в воровстве. Логично, что новое руководство теперь в том же самом обвиняет и нас. Оно требует от нас вернуть зарплаты, которые мы якобы сами себе рисовали, но это неправда, потому что у предыдущих членов совета была такая же зарплата плюс премии.

Очень похоже на неубиенный аргумент: все тащили – и я тащил.

О других схемах утопления Латвийского пароходство BNN расскажет в следующей публикации.

Ref: 017/101.000.101.523


Добавить комментарий

Неделя в Литве. Литва понизила призывной возраст

На этой неделе литовский парламент снизил возраст призыва в армию с 19-26 лет до 18–23 лет и запретил военным-ополченцам занимать места в парламенте и муниципальных советах.

У БК «Вентспилс» из-за Лембергса могут быть проблемы с получением средств

То, что попавший под санкции США Айварс Лембергс остается на посту президента баскетбольного клуба «Вентспилс», может мешать получению финансирования.

Уезд Харьюмаа произвел 65% от общего ВВП Эстонии

Столица Эстонии Таллинн, подобно Риге в Латвии, является основной движущей силой роста экономики страны. В 2018 году внутренний валовой продукт Эстонии на одного жителя Таллинского региона составлял 167% от среднего показателя в Эстонии.

Лембергс прекращает работать в Латвийском олимпийском комитете

Индивидуальный член Латвийского олимпийского комитета и член исполкома ЛОК Айварс Лембергс сегодня сообщил правлению ЛОК, что прекращает свою деятельность в организации, выяснил BNN у пресс-секретаря ЛОК Мартиньша Малмейстерса.

Из правления ассоциации транзитного бизнеса ушли Клявиньш и Берзиньш

В Латвийской ассоциации транзитного бизнеса больше не работают председатель правления ООО Rīgas tirdzniecības osta Ральфс Клявиньш и бывший председатель правления Latvijas dzelzceļš Эдвинс Берзиньш.

Введенные санкции США не коснутся предприятий, в которых Лембергс лишен права контроля

Введенные США санкции не коснутся тех предприятий, в которых решением суда Лембергс был лишен прав какого-либо контроля или влияния.

Уровень благосостояния домохозяйств Латвии — один из самых низких в ЕС

Фактическое индивидуальное потребление на одного жителя, которое характеризует благосостояние домохозяйств, в Латвии в прошлом году было одним из самых низких в Европейском союзе (ЕС), свидетельствуют опубликованные 13 декабря, откорректированные данные статистического бюро Eurostat.

Rīgas satiksme нашло возможность экономить 1,75 млн евро в год

Отменив льготы на проезд по еще нескольким маршрутам Rīgas mikroautobusu satiksme, предприятие Rīgas satiksme надеется экономить около 1,75 млн евро в год.

В случае внеочередных выборов дума может быть избрана сроком на пять лет

Сейм в четверг, 12 декабря, в первом чтении принял поправки к законам «О самоуправлениях» и «О выборах в республиканские городские и краевые думы», предусматривающие возможность на внеочередных выборах избирать думу на более долгий срок, а также пересмотрение срока работы временной администрации самоуправления в случае роспуска думы самоуправления.

Политики и работники госучреждений подверглись кибератаке

Недавно несколько работников государственных учреждений и политики подверглись кибератаке, о чем свидетельствует анализ инцидентов от Cert.lv.

В двух портах Латвии больше не будет представителей местной власти

После вступления в силу поправок закона «О портах», правления Рижского и Вентспилсского портов покинут четыре члена, назначенные Рижской и Вентспилсской думами.

ДБДД будет выдавать водительские права международного образца

Дирекция безопасности дорожного движения со 2 января 2020 года начнет выдачу водительских удостоверений международного образца.

На британских парламентских выборах победили консерваторы

На парламентских выборах в Великобритании победила правящая Консервативная партия, показали неполные результаты. Ее обещание вывести королевство из Евросоюза обеспечило ей уверенное однопартийное большинство.

Общий налоговый долг в Латвии в начале декабря составила 869,4 млн евро

На начало декабря общая налоговая задолженность в Латвии, включая актуальные, приостановленные задолженности и задолженности с продлением срока выплат, составила 869,367 млн евро, что на 1,9% меньше, чем месяцем ранее, свидетельствуют данные Службы государственных доходов.

ЕС, кроме Польши, готов стремиться к климатической нейтральности

Страны Евросоюза, кроме Польши, поддержали предложенный Еврокомиссией политический курс, предусматривающий конкретные действия по достижению климатической нейтральности к 2050 году. Польша не согласилась из-за своей каменноугольной энергетики.

Экс-мэра Даугавпилса хотят обвинить в требовании взятки в 10 тыс. евро

Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией предлагает Генпрокуратуре начать уголовное преследование бывшего мэра Даугавпилса, а теперь депутата Рихардса Эйгимса – за требование взятки в 10 000 евро и незаконное хранение боеприпасов.

В конце этой и в начале следующей недели будет тепло

На следующей неделе погоду будут определять циклоны. В основном будет пасмурно, с осадками. На выходных и в начале недели будет тепло, а в конце возможен небольшой мороз.

Рижскую думу может временно возглавить госсекретарь министерства

Если Сейм проголосует за роспуск Рижской думы, тогда руководителем временной администрации до внеочередных выборов может стать госсекретарь Министерства охраны окружающей среды и регионального развития Эдвинс Балшевицс.

Снижение проходной планки в Литве повысит качество демократии или приведет к перепалкам в Сейме?

Литовские депутаты на этой неделе поддержали снижение планки для прохождения политических партий в Сейм Литвы до 3%, а для партийных объединений — до 5%. Сторонники идеи назвали такое шаг зрелостью, а противники видят в нем вред работе Сейма, поскольку это еще больше может еще больше раздробить партии.

Негражданин Латвии получил пять лет за участие в украинском конфликте

Департамент Верховного суда по уголовным делам оставил без изменения решение Рижского окружного суда, приговорившего даугавпилчанина Артема Скрипника к пяти годам тюрьмы за участие в вооруженном конфликте на востоке Украины.


Do NOT follow this link or you will be banned from the site!