Ни для кого уже не секрет, что в комиссии парламентского расследования «Дела олигархов» участвуют так называемые эксперты, которые связаны с политиком Айварсом Лембергсом или его семьей. В интервью BNN один из самых громких депутатов Сейма Артусс Кайминьш поделился своим мнением о самом скандальном за последнее время событии в Латвии — «разговорах олигархов». Лембергса он называет самым большим несчастьем Латвии.
Комиссия парламентского расследования «Дела олигархов», по словам Кайминьша, — «полный попкорн»
«Как бы я ни хотел, я не могу быть членом этой комиссии, потому что не состою во фракциях. Только депутат из фракции может претендовать на участие в этой комиссии», — поясняет Кайминьш.
Он говорит, что Свод правил Сейма не запрещает ему участвовать в заседаниях этой комиссии расследования: «Я могу ходить на заседания, могу слушать и «изображать шкаф», но никакого права голоса у меня нет. Мне даже могут не давать слово, если руководитель комиссии так решит».
Оглядываясь на уже состоявшиеся заседания комиссии, Кайминьш высказывается о них сурово и иронично: «Можно сказать так: тяп-ляп ни о чем». А что касается привлеченных экспертов комиссии, то Кайминьш подчеркивает, что эти люди имели прямое или косвенное общение с Лембергсом.
BNN уже сообщал, что в работе комиссии в качестве эксперта участвует юрист Айварс Боровковс, который в 1993 году заключил с Лембергсом сделку о покупке акций. Консультантом комиссии выбран юрист Алдис Алликс, который в свое время получал средства как адвокат сына Лембергса Анрийса.
Доклады комиссии предоставляет и публицист Имантс Лиепиньш, который много раз писал для газеты Neatkarīgā, принадлежащей предприятию, с которым, по мнению Кайминьша, связан брат жены сына Лембергса.
«Где-то полгода назад я видел утром Лембергса, сидящего в закрытом ресторане Radiosson Blu Latvija с его, на мой взгляд, «личным пиарщиком» Имантсом Лиепиньшем, — рассказывает Кайминьш. — Они оба сидели, и один из них очень внимательно слушал, что говорит другой. Это, кажется, был понедельник, как раз перед судебным заседанием Лембергса».
Также свое мнение в комиссии выражал и Эдгарс Янсонс, который в свое время руководил предприятием, которое частично принадлежало Лембергсу.
В интервью с BNN, комментируя членов комиссии расследования, Кайминьш говорит: «Единственное, чего не хватает на этом мероприятии, это чтобы комиссией руководил сам Лембергс. Тогда играйте с открытыми картами. Тогда пусть Лембергс руководит комиссией; пусть он пригласит своего сына, своих заместителей, и нечего тут людям пыль в глаза пускать».
«Все эти люди выступают за Судрабу, которая тем временем, полагаю, единолично принимает решения, кого приглашать в комиссию экспертом. Остальные депутаты, по моему мнению, просто отсиживаются», — говорит с сожалением Кайминьш.
«Смотря на все это развитие, — продолжает политик, — то есть когда летом начали печатать эти разговоры и появилась комиссия, то мне казалось, что какой-то толк от всего этого может появиться. Но когда Союз «зеленых» и крестьян (СЗК) взялся за руки с «Согласием» и «От сердца — Латвии» (ОСЛ), не понятно каким образом добившись в комиссии назначения Судрабы руководителем, я смотрю и думаю: что это за нонсенс?».
Кайминьш в недоумении от того, что Мартиньш Шицс (ОРЛ), чей голос был решающим, поддержал назначение Судрабы руководителем.
Дальнейшую работу комиссии он представляет себе так: «Они напишут в своем докладе, что усмотрены признаки похищения государства, но поскольку они — комиссия, которая может лишь рекомендовать, то порекомендуют Закон о лобби. Я думаю, что обществу уже надоело это дело. Они понимают, что все равно ничего не изменится, и будут смотреть на эту ситуацию, как на плохую игру в хоккей».
«Странно, что в этой комиссии говорят о Судрабе, а не об участниках «разговоров олигархов». Может, это такая теперешняя цель комиссии», — допускает Кайминьш.
Как, по мнению Кайминьша, Лембергс добивается того, что люди работают на пользу ему
По поводу помощников Лембергса Кайминьш высказывает несколько теорий: «Может, у него [Лембергса] есть какая-то тетрадка, в которой он записывал все, что эти люди делали раньше. И если они что-то не будут делать, как ему нужно, то Лембергс выйдет со своей тетрадкой и раскроет все карты об этих людях. Еще, конечно, с помощью материальной заинтересованности, а может, даже нейролингвистического программирования или промывания мозгов». По мнению Кайминьша, Лембергс работает очень разнообразно, так как у него большая команда.
Из всего ли Лембергс выходим «сухим»
Кайминьш отмечает, что раз в четыре года латвийский народ может голосовать. Но он не понимает, почему на рейтинги СЗК не влияют эти скандалы. «Очевидно, избирателей устраивает существующая ситуация. Возможно, что эта информация не доходит до них, или же она их устраивает и лишь некоторых не устраивает. А еще есть фразы, которые я часто слышал: «Лембергс ворует, но он и делится» или «Вентспилс — такой прекрасный город». По-моему, Вентспилс — единственный город в Латвии, где ты вечером можешь даже нагишом ходить по улицам, потому что там попросту почти уже нет людей».
Кайминьш упоминает и затянувшиеся на годы процессы против Лембергса, и говорит, что, может, на его 100-летний юбилей что-то, наконец, «сдвинется».
Уже сообщалось, прокуратура обвиняет Лембергса в получении взяток в особо крупных размерах, в легализации преступно нажитых финансовых средств и другого имущества, в служебном подлоге, в участии в имущественных сделках, которые ему запрещены в связи со служебным положением, а также в злоупотреблении служебным положением и других преступлениях.
Кайминьш: «Если меня «уберут», найти виновного будет нетрудно»
На вопрос, не боится ли он за свою жизнь, Кайминьш отвечает: «Если меня уберут, найти виновного будет нетрудно. Сколько людей, которые неожиданно отправились на тот свет — тринадцать, четырнадцать? Как бы там ни было, если со мной что-то случится, то, пожалуйста, по-моему, первый подозреваемый известен».
Как показывает обобщенная BNN информация, за время «правления» Айварса Лембергса в его ближнем окружении произошло 13 смертей. Все они были либо внезапными, либо странными, а часто и внезапными, и странными одновременно. Полная статья доступна по этой ссылке.
«Я лишь одного не могу понять — что ему еще нужно: деньги у него есть, семья есть, здоровье есть, что ему нужно?» — задает риторический вопрос Кайминьш.
«Я думаю, что Лембергс — человек Кремля, — говорит Кайминьш. — Но что его мотивирует, я, правда, не знаю. Может, в Кремле тоже есть тетрадка на него».
Не придет ли после Лембергса следующий лембергс?
Кайминьш говорит, что неоднократно думал о перспективе «трона» Лембергса. По его мнению, все, что у него есть, может перенять лишь его супруга Кристине. «У него нет настоящего преемника, у него нет доверенного лица, которому бы он смог передать все, что тут натворил, поэтому сейчас ему одному все надо тащить».
Политик прогнозирует, что на следующих муниципальных выборах в Вентспилсе может стартовать его супруга Кристине, так как сын Артурс еще слишком мал для этого: «Такого маленького еще нельзя «ставить у руля», — говорит с улыбкой Кайминьш.
Говоря о Лембергсе как о личности, Кайминьш допускает, что, возможно, у Лембергса есть какой-то комплекс неполноценности. «Вся эта яркая одежда, тексты, показные жесты, по-моему, у него полный карман наличности, кажется, 500-евровых банкнот, которые всегда при нем. Ему нравится «рисоваться», и думаю, что у него есть также дефицит внимания, но пусть об этом судят психологи. По-моему, это совсем не говорит о здоровом внутреннем мире».
Кайминьш смотрит на будущее с надеждой: «По-моему, это был бы отличный подарок на столетие Латвии, если бы смогли посадить Лембергса в тюрьму, таким образом прооперировать эту злокачественную коммунистическую опухоль. Я еще раз повторюсь, что этот человек — самое большое несчастье Латвии».
Ref: 225.112.112.7386