«Министерство сообщения, создавая рабочую группу для ознакомления с ситуацией в портах Латвии, уже заведомо знало, что результата не будет. Об этом свидетельствует то, что в состав группы входят чиновники, которых нанимает Рижский Свободный порт», — в интервью BNN указал советник общества «Балтийская ассоциация – транспорт и логистика» (БАТЛ) Айвис Ландманис.
«Рабочая группа ничего не рассматривала по существу, не пыталась обозначить существующие проблемы. Наши реальные предложения вообще остались без рассмотрения, их просто «отшили», — подчеркнул Ландманис. Он добавил, что в рабочей группе не была представлена ни Конфедерация работодателей Латвии, ни Американская Торговая палата в Латвии, ни Совет иностранных инвесторов, ни другие эксперты. «В связи с этим, промежуточное сообщение министерства, созданное в сотрудничестве с ассоциациями, которыми управляет Свободный порт, не предоставило никаких сюрпризов».
БАТЛ полагает, что Минсообщения старается доказать, почему изменения в управлении портами являются лишними и мешают чиновникам. К тому же БАТЛ и ранее публично указывала на неспособность и отсутствие желание у министерства и его главы Айвиса Рониса упорядочить транзитную отрасль, которая находится в его ведении.
«Депутатам комиссии Сейма по вопросам народного хозяйства и региональной политики следует перенять инициативу у Минсообщения. Депутаты обязаны немедленно действовать, чтобы Латвия смогла выполнить обязательство по наведению порядка в законодательстве о портах, которое Европейской Комиссии дал премьер-министр Валдис Домбровскис», — заявил Ландманис.
По его словам, поддержка депутатов Сейма реформам в портах переменчива и зависит от принадлежности парламентариев к конкретным партиям. Однако БАТЛ призывает комиссию принять решение об открытии законов портов, потому как дальнейшая потеря времени недопустима.
Во вторник, 17 апреля, вышеупомянутая комиссия ознакомилась с сообщением министерства об эффективности модели управления портами и призвала привлечь к оценке работы портов независимых экспертов Всемирного Банка. «Много вопросов можно решить и без привлечения экспертов Всемирного Банка, однако лучше так, чем совсем никак. Мнение независимых экспертов необходимо, и мы надеемся , что в данной ситуации, когда необходимость реформ очевидна, оно поможет решить вопрос», — отметил Ландманис.
К тому же, председатель комиссии Вячеслав Домбровскис считает, что результаты рабочей группы Минсообщения неудовлетворительны и поверхностны. «Министерство не обеспечило качественной работы группы, достаточно широкого участия общества и не приняло во внимание международный опыт. Создается впечатление, что группа созвана с целью отклонить предложенные портовые реформы. В связи с этим комиссия призывает министерство привлечь к оценке работы портов независимого эксперта Всемирного Банка, а два крупнейшие порта могли бы финансировать проведение этого исследования», — подчеркнул Домбровскис.
«Нынешняя практика управления крупными портами Латвии, результаты ревизии Госконтроля, а также информация в прессе о вседозволенности в портах, говорит о том, что управление портами починено корыстным и, возможно, коррумпированным интересам. В связи с этим нынешняя позиция Министерства сообщения, которая все еще находится под влиянием привычной практики «жирных лет» и «старых олигархов», не может быть оправдана», — подытожил Ландманис.
BNN уже писал о том, что в последнее время все чаще звучат призывы улучшить принципы управления латвийскими портами. Исполнительный директор Американской торговой палаты в Латвии Лига Смилдзиня-Бертулсоне в интервью BNN сказала, что «решение о деятельности руководства портов и о соответствующих реформах принимается с таким трудом, потому что этот вопрос политизирован. Хотя три задачи, за которые мы выступаем – четкая миссия и цели портов, равная конкуренция и прозрачное управление – не настолько сложны, чтобы ломать об них копья».
Ref: 102.104.104.1258