ГАО Latvijas Dzelzceļš (LDz) 7 из своих 11 локомотивов сдает в аренду частной компании Baltijas tranzīta serviss (BTS), одним из акционеров которого является супруга бывшего президента LDz Угиса Магониса, а сама компания связана с Айнарсом Шлесерсом, Андрисом Шкеле и Айварсом Лембергсом, сообщает телепередача Nekā Personīga («Ничего личного») на TV3.
Незадолго до задержания бывшего президента LDz Магониса, который подозревается в получении взятки от эстонского миллионера Олега Осиновского, LDz купило у фирмы Осиновского 4 локомотива 2TE116, сделанные на Украине. Прокурор считает, что Магонис получил взятку как раз за покупку этих локомотивов.
LDz принадлежат 11 таких же локомотивов. 7 из них сдаются в аренду компании BTS, миноритарным акционером которой недавно стала супруга Магониса.
Как выяснили журналисты, локомотив такой модели и возраста стоит в среднем 2 млн евро. В концерне LDz грузоперевозками занимается компания LDz Cargo. Однако локомотивы закупила другая компания – LDz ritošā sastāva serviss. Впрочем, локомотивов у нее больше, чем надо. 4 из 11 локомотивов арендует LDz Cargo, а 7 – BTS. За каждый локомотив LDz ritošā sastāva serviss берет с обоих от 200 до 300 тыс. евро в год.
Десять лет назад BTS закупила в Эстонии несколько локомотивов такого вида, однако председатель правления BTS Иварс Сормулис поясняет Nekā personīga, что не могли брать на себя более высокие риски и покупать больше.
Однако на помощь пришло LDz…
Дочерняя компания LDz — LDz ritošā sastāva serviss – в 2011 году купила 6 таких же локомотивов. Один сдала в аренду LDz Cargo, а другие – BTS. Через два года купила еще один, а в 2015 году – 4. В итоге 7 из 11 купленных LDz ritošā sastāva serviss локомотивов использует частная компания.
Крупнейший владелец BTS – «Рижский торговый порт» (Rīgas tirdzniecības osta). Она принадлежит семьям бывших политиков – Андриса Шкеле и Айнарса Шлесерса, — лицам, связанным с Айварсом Лембергсом, и руководителю компании Ральфсу Клявиньшу.
А миноритарным акционером с начала 2018 года является супруга бывшего руководителя LDz Магониса Анастасия. Свое влияние на то, какие локомотивы компания LDz ritošā sastāva serviss покупала и кому потом сдавала в аренду, Магонис отрицает.
Президент LDz Эдвинс Берзиньш был назначен на эту должность, когда министром транспорта был Улдис Аугулис (СЗК). Новый министр транспорта Талис Линкайтс (НКП) недоволен тем, как руководит Берзиньш. Месяц назад Линкайтс выразил недоверие правлению LDz и призвал совет предприятия уволить Берзиньша и двух членов правления. Министр утверждал, что направил информацию и в БПБК.
«Там вопросы и о коррупции в предприятии, и о хорошем управлении, и о нарушении конкуренции, об администрации, о принятых решениях, о хозяйственных сделках и т. п. И все эти вопросы положены на стол совету. Совет над ними работает, чтобы изучить каждый вопрос и найти решения, которые в будущем предотвратят такие проблемы в LDz, как сейчас», — пояснил Линкайтс и признался, что к этому можно добавить и хозяйственные сделки – аренду локомотивов и вагонов.
Руководитель комиссии Сейма по публичным расходам и ревизии Каспарс Гиргенс тоже запросил у концерна LDz информацию об аренде локомотивов. Он заверил Nekā personīga, что на следующей неделе ознакомит с этой информацией остальных депутатов комиссии и попросит поддержку для ее передачи в полицию.