Россия угрожает Латвии больше, чем четыре года назад, подчеркнул во вторник, 27 июля, президент Латвии Эгилс Левитс на встрече с представителями общества по случаю завершения президентского срока.
Он отметил, что несмотря на возросшую угрозу, увеличилась и безопасность Латвии в рамках коллективной обороны НАТО.
По словам президента, способность защищаться и бить противника в уязвимые места — гарантия того, что он не нападет, зная, что потерпит поражение.
Левитс указал, что это поддерживаемая тысячелетиями логика безопасности, которую осознает и Россия.
Президент подчеркнул, что повышение уровня безопасности Латвии не было ни простым, ни само собой разумеющимся. Стратегическая концепция НАТО, которая соблюдается на протяжении 15 лет, предусматривает, что сначала русские войдут в Латвию, а затем Латвия при поддержке союзников попытается вернуть свои территории.
После ситуации в Буче и Ирпене стало ясно, что для Латвии такая концепция не подходит. По словам Левитса, нужно было убедить союзников в том, что стратегию НАТО надо менять, что и удалось сделать, поскольку
теперь речь идет о защите каждого квадратного сантиметра.
Левитс также указал, что это большое достижение и хороший залог безопасности. Кроме того, президент также подчеркнул, что происходящее в Украине — война идеологий.
Это война не за ресурсы. Идеологическая война берет истоки из российского постколониального комплекса неполноценности, поскольку Россия считает себя обманутой сверхдержавой.
Президент отмечает, что из этого комплекса возникла идеология «русского мира». Левитс подчеркнул, что Россия не пересмотрела свое прошлое, как, например, Германия, которая это сделала и дистанцировалась от того прошлого.
«Вопрос оценки прошлого — главная причина, по которой возникла идеология «русского мира».
Это означает, что Россия и впредь будет представлять опасность, пока ее прошлое и идеология «русского мира» не будут сметены на свалку истории.
Левитс подчеркнул, что на предстоящем саммите НАТО в Вильнюсе Латвия должна продолжить разъяснительную работу. Кроме того, он указал на необходимость интегрированной балтийской системы противовоздушной обороны, на увеличение боеспособности Национальных вооруженных сил и на создание полигона в Селии. Не менее важна и изучение обороны в школах, а также служба государственной обороны.
В своем выступлении Левитс также упомянул мятеж руководителя частной военной группы «Вагнер» Евгения Пригожина, показавший, насколько хрупок и слаб режим президента России Владимира Путина. Также мятеж показал, что опасность России не уменьшилась.
Левитс также указал, что, пока «Вагнер» находился на фронте в Украине, группа каким-то образом была вовлечена в российскую систему. Вопрос, где эта группа возьмет деньги, если по подсчетам в Беларусь могут отправиться 8 000 наемников. Президент предположил, что
Россия может поддержать группу как в борьбе с Украиной, так и в провокациях, например, в отношении Польши, Литвы или Латвии.
По словам Левитса, здесь же обозначилась и проблема незащищенности границ, поскольку нахождение «Вагнера» в Беларуси создает Латвии дополнительные риски.
Президент подчеркнул, что для Латвии внешняя политика — один из векторов политики безопасности. Латвия может гордиться тем, что она обрела заметную внешнеполитическую позицию и влияние, которых у государства не было до войны в Украине. Кроме того, Латвия еще до войны лучше, чем западные союзники понимала, с кем имеет дело и что нужно делать.
Это оценили и ЕС, и НАТО.
Левитс также упомянул кандидатуру Латвии на место непостоянного члена в Совете безопасности ООН. По мнению президента, несмотря на то, что в обществе царит скепсис по поводу того, зачем Латвии состоять в таком неэффективном учреждении, Латвия должна в нем состоять, поскольку это один из форумов, на которых Латвия может выразить свою политику и видение. Это одна из приоритетных задач во внешней политике Латвии.
Вторая приоритетная задача — настоять на создании международного трибунала.
Президент сообщил, что Латвия и Лихтенштейн — два небольших государства, не имеющих колониального прошлого, которые создадут на Генеральной ассамблее ООН группу, чтобы продвигать эту идею дальше.
Левитс подчеркнул, что международный трибунал необходим по многим причинам. Он нужен Украине, а также ввиду международного права, поскольку международное право развивается на основании многих источников. Один из них — международные договоры, а второе — международная практика. Если кто-то, тих страдая, принимает международную практику, это меняет прежние права и позднее на них нельзя будет ссылаться.
По словам президента, если в международном праве не реагировать на военную агрессию, уровень международного права может понизиться.
Поэтому необходима реакция. По мнению Левитса, лучшая реакция — создание международного трибунала ad hoc для расследования преступлений России.
Вторая возможность — создание такого трибунала регионально, например, под эгидой Совета ЕС. Третья возможность — создание гибридного трибунала, предложенного США, который по-сути стал бы украинским трибуналом с международными элементами.
Левитс подчеркнул, что международный трибунал чрезвычайно важен, поскольку Россия не может остаться безнаказанной. По словам президента, есть аргумент, будто войны ведутся повсюду и за прошедшие 70 лет их было сотни. Левитс считает, что войну в Украине можно сравнить с аннексией Кувейта в 1991 году, когда государство занял Ирак. Международное сообщество в сравнительно короткий период отвоевало Кувейт и восстановило его независимость.