Экономисты в мире и в Литве предупреждают о приближении нового кризиса, а министр финансов Литвы между тем, с одной стороны, подбадривает население, что государство готово к экономическим потрясениям, а с другой – призывает обращать на это поменьше внимания, чтобы не накликать беду.
Например, по прогнозам аналитиков американского международного инвестиционного банка J.P. Morgan, в ближайшие два года ожидается экономический спад, но он не будет таким тяжелым, как потрясения 2008 года. По их подсчетам, в ближайшие годы акции предприятий США могут потерять 20% от нынешней стоимости. Для сравнения: десять лет назад индекс S&P 500 пережил 54%-падение.
Министр финансов Литвы Вилюс Шапока подчеркивает, что надо быть готовыми ко всему, и к рецессии, но не менее важно «не накликать болезнь здоровому телу».
«Нам всегда надо готовиться к трудным временам. Мы в Литве получили хороший урок от экономического кризиса 2008 года и уже третий год подряд накапливаем финансовые резервы», — сказал Шапока на минувшей неделе.
Председатель Ассоциации банков Литвы Мантас Залаторюс уверен, что банки в стране очень хорошо подготовлены к возможным потрясениям в будущем.
«Мы действительно не впервые слышим эти разговоры о возможном экономическом спаде. Хорошая новость: наши банки готовы к нему на 100%. Резервы наших банков в два раза больше, чем требует закон», — пояснил он порталу BNN.
По его словам, ни одно народное хозяйство не застраховано от рецессии. Более того, цикличные колебания – то вверх, то вниз – считаются нормальным явлением.
«Населению всегда надо быть готовым к экономическим проблемам. Я подразумеваю под этим необходимость не брать на себя такие финансовые обязательства, которые в трудной ситуации будет сложно исполнять», — подчеркнул Залаторюс.
Старший экономист Swedbank Нериюс Мачюлис считает, что новый экономический спад в Литве могут вызвать внешние потрясения.
«Как и все предыдущие кризисы в Литве, следующий, вероятно, будет вызван внешним шоком», — сказал Мачюлис на заседании бюджетно-финансовой комиссии Сейма.
Однако экономист не видит серьезных внутренних экономических и финансовых проблем, которые могут спровоцировать новый кризис.