«Президент Андрис Берзиньш пообещал угостить народ Латвии домашним, «хорошим вином», которое еще должно выбродить. Так он образно характеризует процесс формирования правительства. Но это вино бродит уже два с половиной года – с момента выхода «Указа Nr. 2» бывшего президента Валдиса Затлерса. А Берзиньш сел во главе стола, чтобы произносить тосты во время пира в честь реванша олигархов», – считает журналист Айварс Озолиньш.
«Основные элементы политической ситуации те же, что были и весной 2011 года перед решением Затлерса, игроки тоже почти все те же, отличаются лишь нюансы, некоторые из которых довольно существенные. Самый важный из них – на посту президента Затлерса сменил Берзиньш, который решает кризис в пользу тогдашних проигравших», – цитирует журналиста журнала Ir портал Delfi.
По его словам, тогда у коалиции Валдиса Домбровскиса, состоящей из «Единства» и «Союза зеленых и крестьян», было большинство голосов в Сейме (55), но Домбровскис мог рассчитывать лишь на 33 голоса представителей своей партии. Наиболее яркой демонстрацией силы этого большинства можно назвать отказ утверждать Андрея Юдина в должности судьи Верховного суда в декабре 2010 года, назначение Юриса Янсонса омбудсменом в марте 2011 года, а также легендарное голосование о запрете БПБК проводить обыск в доме Айнара Шлесерса в конце мая, после которого Затлерс инициировал роспуск Сейма. И, конечно, избрание Берзиньша президентом Латвии 2 июня, несмотря на то, что публично большинство депутатов Сейма поддерживали кандидатуру Затлерса.
«Сейчас ситуация похожая, только теперь в коалиции Домбровскиса роль саботажников, вместо «зеленых» крестьян, играют друзья руководителя Вентспилса из VL – TB/LNNK. Как мы сейчас хорошо видим, у ушедшей в отставку правительственной коалиции фактически есть (и было) всего 40 голосов, которые могли бы обеспечить поддержку Пабриксу», – указал журналист.
По его мнению, оценивая нынешние поиски кандидата в премьер-министры, в уме следует удерживать два важных фактора. Кого бы Берзиньш не назвал 7 января, этого кандидата должны поддерживать большинство депутатов Сейма – по крайней мере СЗК, ЦС и VL – TB/LNNK, на которых вместе приходится 60 голосов, – а не только представители «Единства», «Партии реформ» и «шестерки» Олштейнса.
Во-вторых, без «Единства» сформировать новое правительство невозможно. Это существенное отличие от предыдущего Сейма. Сейчас VL – TB/LNNK может голосовать (и регулярно голосует) с ЦС почти по любому вопросу, даже идеологически у обеих партий имеются схожие представления об устройстве государства, демократии и правосудии. Но формирование правительства вместе с «русскими» для «истинных латышей» – политическое самоубийство.
«Это главная сила и козырь «Единства. Только кажется, что все понимают это лучше самого «Единства», которое легкомысленно разбазаривает этот ресурс – сначала «шутки ради» партия выдвинула аж трех кандидатов, затем фактически списала уже одного единственного претендента еще до того, как это официально сделал президент», – отметил Озолиньш.
Он подчеркнул, что без поддержки «Единства» новое правительство может стать правительством «Центра согласия». Этого не может допустить не только Национальное объединение. Для СЗК за неполный год до выборов это может обернуться риском сформировать последнее правительство в своей политической жизни.
«Коалиция олигархов осознает эту силу «Единства» так хорошо, что «Единство» может получить руководство новым правительством, ничего для этого не делая. Уже появляются списки, в которых разделены кресла министров, не хватает только кандидата от «Единства». Однако кандидатов на эту должность предлагают и Бригманис с Агешиным, да и практически каждый (президент призвал даже журналистов предлагать ему свои кандидатуры).
«Однако ресурс «Единства» в качестве незаменимой партии ограничен, в первую очередь, временем. Правительство Домбровскиса ушло в отставку и не может без поддержки парламентского большинства протянуть оставшиеся до выборов десять месяцев. Рано или поздно новое правительство появится. Сейчас важнее процесс, цель которого умаять «Единство» и, когда правительство будет выбрано, прикончить партию. Во-вторых, в этом случае президент больше не будет спасателем «Единства», – продолжил Озолиньш.
Надо полагать, что президент действует в соответствии со своими понятиями. Однако его позиция соответствует той, что царит в кугу тех людей, из которого он сам вышел и, очевидно, никуда оттуда не ушел, подытожил журналист.
102.108.108.6095