Автор: Илона Берзиня
На своем последнем заседании в окончательном чтении 13-й Сейм принял поправки к Закону о труде, которые предусматривают повышение минимальной заработной платы до 620 евро в 2023 году и до 700 евро с 2024 года. Можно похвалить Сейм за эту хорошую работу, но этого недостаточно для улучшения благосостояния страны и ее жителей. Необходимы комплексные меры по улучшению деловой среды и искоренению теневой экономики.
Хотя политики и решили повысить минимальную заработную плату, в Латвии она по-прежнему остается самой низкой в странах Балтии. В Эстонии минимальная заработная плата с 1 января 2023 года составит 725 евро, в Литве – 840 евро. Чем мы хуже Литвы и Эстонии, которые нас значительно обогнали? Как недавно выразился Вилис Кристопанс (ЛПМ), «разве у них был другой ковид и другой Путин»?
Камни преткновения – коррупция и теневая экономика
О том, почему в Эстонии и Литве более высокая заработная плата и более быстрорастущая экономика, в конце сентября в программе Латвийского радио «Открытые файлы» прозвучали довольно интересные мнения.
Экономист банка Luminor Петерис Страутиньш, указывая на так называемые Rīdzenes sarunām («Разговоры рижан»), ловко «заметенные под ковер» парламентской следственной комиссией во главе с Ингунасом Судрабой в ходе 12-го Сейма, подчеркнул пагубное влияние олигархии, которое было очень многогранным. Помимо прямых финансовых потерь в виде воровства или завышенных цен на заказы, он также отметил загрязнение общественной повестки. Люди, которые хотят что-то сделать во благо страны, все свои силы отдают борьбе за то, чтобы их страну не разворовали окончательно.
Соответственно, основной причиной отставания Латвии от соседей является коррупция и непоколебимая власть лживых и влиятельных политиков. В ходе той же дискуссии инвестиционный банкир Гиртс Рунгайнис упомянул, что наша беда, в отличие от наших соседей, в том, что у нас есть что делить и в результате «мы в значительной степени пошли по этому близкому и родственному России пути перераспределения». Имена крупных воров (как называет этих мастеров передела Рунгайнис) известны всем, но проблема в том, что за каждым таким вдохновителем стоит не только череда более мелких духов, но и откормленные политики, и поэтому им успешно удается избежать ответственности.
ЭТО существенный АРГУМЕНТ В пользу ТОГО, ЧТО СТРАНЕ НУЖНо НОВое ПОКОЛЕНИЕ ПОЛИТИКОВ БЕЗ ПОЛИтЭКОНОМИЧЕСКОЙ МАФИИ «старой закалки» В БАГАЖЕ.
Теневая экономика не исчезает, она даже растет
В прошлом году убытки госбюджету от теневой экономики составили более 2,7 млрд евро, т.е. более четверти (!) госбюджета. Правоохранительные органы гордо похлопывают себя по плечу, когда ловят платильщиков зарплат в конвертах, но «серая зона» не становится меньше. Показатель теневой экономики в Латвии в прошлом году составил 26,6% от валового внутреннего продукта (ВВП) и по сравнению с 2020 годом увеличился на 1,1%, говорится в исследовании Рижского экономического университета (РЭУ) «Теневая экономика в странах Балтии в 2009-2021 годах».
Небольшим утешением может служить знание того, что соседи не искоренили этого зла – в Эстонии теневая экономика в прошлом году составила 19% ВВП, что на 2,5% больше, чем в 2020 году, а в Литве теневая экономика выросла на 2,7% и составила 23,1% ВВП. В Латвии 46,2% теневой экономики составляют зарплаты в конвертах, 23,8% –неучтенных работников и 30%– неучтенных доходов.
Как видно, наибольшая доля теневой экономики напрямую связана с рабочей силой. Учитывая, что по налогам на рабочую силу мы по-прежнему самые дорогие не только в Прибалтике, но и в странах Северной Европы, на этот счет не стоит удивляться.
В ожидании реального улучшения бизнес-среды
Министерство финансов, говоря о причинах теневой экономики, в качестве экономически обоснованных факторов называет экономию, происходящую за счет налогов и обязательных взносов государственного социального страхования; возможности, которые дает расчет наличными и низкий риск обнаружения. Отсутствие вины списывается на незнание и отсутствие информации об использовании уплаченных налогов, а также в низком доверии к государственным и официальным структурам, а соответственно и в способности государственного управления эффективно и справедливо использовать деньги, уплаченные в виде налогов.
Неужели кто-то в государственном управлении считает, что, скажем, странная сделка о хищении восьми миллионов из госбюджета в пользу бикерниекских землевладельцев или недавний скандал в СГД о фабрикации безосновательного уголовного дела с целью вымогательство взятки у владельца деревообрабатывающего предприятия Рамолиньша будет способствовать возникновению этого доверия? Жители всё больше осознают, что «деньги налогоплательщиков» не вырастут в цветочных горшках Государственной казны, а являются деньгами, которые они заработали и перечислили в государственный бюджет в виде налогов. При этом они видят, как учителя и врачи недовольны низкими зарплатами, так и то, что в то же самое время щедрой рукой повышаются зарплаты высших чиновников страны. Кого-то еще удивляет, что нет недостатка в работниках, готовых получать больше денег в конверте?
Взяточничество тоже никуда не делось
Согласно исследованию SSE Riga, по сравнению с 2020 годом взяточничество в прошлом году выросло на 0,9% и достигло 9,2%. Исследователи связывают это с наличием средств фондов Европейского Союза. Чем более масштабные проекты государство и местные органы власти могут реализовать на европейские деньги, тем выше желание предпринимателей их приобрести. Поэтому бывает, что в карманы ответственных учреждений просачивается и определенный процент за «содействие». К сожалению, и здесь мы на шаг впереди наших соседей — если в Эстонии средний процент на получение государственного заказа составляет 4%, в Литве – 7,7%, то в Латвии – 8%.
ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ЭТОТ ПРОЦЕНТ ПО СРАВНЕНИЮ С 2020 ГОДОМ ВЫРОС ВО ВСЕХ ТРЕХ СТРАНАХ БАЛТИИ.
Искоренить эту заразу можно только с помощью изменения понимания, но пока живо понимание политэкономической мафии «старой закалки» по управлению делами, ничего не изменится. Так сказать, если вы получили крупный государственный заказ, то тоже должны знать, что следует отдать типичным дядям и тётям их долю за «урегулирование» вопроса.
Из серой зоны можно выйти
Остается надеяться, что будущий Кабинет министров благодаря своим приятно повышенным зарплатам со следующего года (с 2023 года зарплата премьер-министра вырастет на 52%, министров – на 42%, спикера Сейма – на 75%) все же сможет найти политическую волю для снижения налогового бремени на рабочую силу, ведь пока латвийскому предпринимателю наемный работник обходится дороже, чем в соседних странах. Конечно, по мере увеличения минимальной заработной платы эти расходы будут увеличиваться, однако выходом может быть снижение налогов на рабочую силу хотя бы до уровня других стран Балтии.
ПОТЕРИ ОТ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВ компенсировались бы в основном за счет СОКРАЩЕНИя ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ.
Не зря Latvijas banka уже в 2020 году рекомендовал снизить обязательные взносы государственного социального страхования на 4% (в настоящее время общая ставка ОВГСС составляет 34,09%, из которых работодатель платит 23,59%). По мере снижения налогов на рабочую силу производственные затраты компаний уменьшились бы, а цены на местные продукты также снизились бы. Также компаниям станет выгоднее нанимать новых сотрудников, и для многих это станет стимулом выйти из серой зоны.
Будет интересно наблюдать, поймет ли новоизбранный Сейм эту простую истину алфавита или продолжит упорно игнорировать ее.