Цены на нефть и другие материалы больше всего влияют на расходы строительства дорог в Латвии, а их невозможность прогнозировать их изменения и колебания – главная головная боль строителей дорог, отметил член правления ООО Saldus ceļinieks Гинтс Каролс.
Участвуя в конкурсе, дорожно-строительное предприятие считается с одной ценой, но проекты нередко длятся больше года, и реальные расходы могут оказаться другими. Прогнозировать эти цены невозможно, но любое изменение цен сразу же влияет на все расходы по строительству дорог в целом, уверен Каролс.
Он не согласен с тем, что в Европе в отличие от Латвии такой проблемы нет. Там тоже похожая ситуация, в результате договоры прерываются, чтобы строители не реализовывали проекты, расходы на которые рассчитывались еще при низком уровне цен 2009 года.
С ним согласен и директор ООО Binders Айгарс Сея. Он уверен, что наибольшее влияние на расходы оказывают материалы, которые составляют 60% от общих расходов и механизмы (еще 40%). Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на цены, является и автотранспорт, необходимый для перевозки стройматериалов.
«Мы тоже покупаем автотранспорт в виде услуги на рынке. Если в 2009 году перевозка одной тонны стоила 35 сантимов, сегодня это уже 70 и более сантимов», – сказал Сея.
Стоимость битума со 160 латов за тонну в 2009 году возросла до 334 латов за тонну в этом году. Гранитный щебень в 2009 году стоил 10,85 латов за тонну, в прошлом году – 12,5, а в этом – 12,74 латов за тонну. Расходы на бульдозер в 2009 году составляли 18 латов в час, в прошлом году – 24,5 латов в час, а в этом году – 28 латов в час.
Средняя стоимость дизельного топлива в 2009 году составляла 0,49 латов за литр, в прошлом году – 0,58, а в этом году – 0,82 латов за литр. При этом средняя стоимость бензина два года назад была 0,5 латов за литр, в прошлом году – 0,63, а в этом году – 0,82 латов за литр.
Влияние зарплат на расходы по строительству дорог составляет 6%, расходы на материалы составляют 57%, расходы на механизмы – 37%, свидетельствуют обобщенные данные Ассоциации дорожников.
Влияние асфальтобетона на расходы по строительству дорог составляют 52%, щебень – 23%, песок – 9%, другие материалы – 16%.
Представители дорожно-строительных предприятий отмечают, что восстановление и строительство латвийских дорог стоит дороже, чем, например, в Литве, потому что добытые здесь щепки доломита лишь частично соответствуют установленным требованиям, поэтому в Латвию их везут из Литвы.
В то же время представитель Латвийского союза самоуправлений Андрейс Радзевич отметил, что в 2009 году был момент, когда маленькие строительные цехи начали бороться между собой. Многих компаний уже нет ни в регистре предприятий, ни в активной деятельности, поскольку многие из них пытались оценить свой труд по максимально низкой цене.
Сейчас ситуацию на рынке характеризуют уродующие рынок демпинговые черты – расходы на строительство устанавливаются нереально низкие.
Каролс предложил восстановить Фонд автодорог, средства из которого можно будет использовать на восстановление дорог. Насчет этой идеи было уже и общественное обсуждение, когда весной обнаружились многочисленные ямы на дорогах. Средства ЕС здесь не помогут, уверен представитель Saldus ceļinieks. Еще один вариант, по мнению дорожников, – это партнерство.
Эксперты признают, что в качестве акцизного налога за топливо и в виде других выплат автоводители платят 450 миллионов латов в год, из которых на дороги выделяется всего 60 милн латов, остальные средства идут на другие приоритеты госбюджета.