Линас Егелевичус специально для BNN
Подобно Польше, Эстонии и Латвии, Литва начиная с 19 сентября нынешнего года запретила въезд в страну многим гражданам России. Но уже в первую неделю запрета литовские пограничники позволили пересечь границу почти 10 тыс. гражданам России, и лишь 153 было отказано во въезде, сообщает Государственная пограничная служба.
Бывший министр обороны Литвы, подписавший в 1990 году акт о восстановлении государственности Литвы Аудрюс Буткявичюс назвал эту ситуацию не укладывающейся в голове. «Запрет в силе, но по какой-то причине он не работает. Абсурдно считать, что все эти люди прибыли по гуманным причинам или являются дипломатами», — поделился он с порталом BNN.
Политический эксперт и телеведущий Витаутас Бруверис также согласился, что большое число въезжающих «четко показывает», что многие российские граждане, желающие остаться в Литве, найдут способы, как обойти правила.
«Это тревожный сигнал для властей Литвы», — сказал Бруверис BNN.
Официально в Литву могут въезжать только те лица, которые соответствуют утвержденным правительством Литвы критериям.
Исключения распространяются на дипломатов, диссидентов, работников транспортных компаний, членов семьи граждан ЕС, а также на граждан России, у которых есть вид на жительство в Литве или долгосрочная виза шенгенского государства. Кроме того, граждане России могут поездом пересекать Литву в и из Калининграда.
Многие опросы указывают на то, что семь из десяти жителей Литвы поддерживают запрет. Большая часть экспертов за запрет въезда российским туристам.
«Я поддерживаю этот запрет по символическим, но существенным, политическим и моральным соображениям. Я воспринимаю это как призыв Европе последовать нашему примеру.
Но я понимаю, что практически разработать единую политику масштаба ЕС, которая запретит въезд гражданам России, скорее всего, невозможно. И те, кто захочет въехать в Европу, скорее всего, использует все недостатки и исключения [закона]», — сказал Бруверис.
«С другой стороны, я считаю, что [российский] режим не будет испытывать недостатка из-за тех, кто уехал или собирается уехать. Те, кто уедет, просто не танцуют под дудку властей России. Если бы они остались в стране, они могли бы участвовать в протестах [против обязательного призыва и войны]», — добавил он.
Буткевичюс также согласился с Бруверисом и добавил, что выехавшие граждане России могут стать потенциальными протестующими и выступить против политики Кремля.
«Поэтому с этой точки зрения понятно, почему Путин и пальцем не пошевелит ,чтобы запретить им покинуть страну».
«Он [Владимир Путин] четко понимает взрывоопасный характер «беглецов», — подчеркнул Буткевичус агентству BNN.
Бывший министр обороны Литвы утверждает, что он «полностью» поддерживает запрет и сказал, что в период, когда в Украине проводятся интенсивные бои, многие россияне приезжают в Литву и другие европейские страны, продолжая носить майки с символом Z или прикалывают к одежде георгиевскую ленточку.
Но есть и такие, кто против запрета выдачи туристических виз россиянам.
Ассоциированный профессор института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Кестутис Гринюс считает такой запрет неверным: «Кремль и каналы российской пропаганды однозначно используют этот запрет, показывая Запад как весьма враждебно настроенный по отношению ко всему русским. В этой ситуации выиграет Путин», — подчеркнул политолог агентству BNN.
Политолог и журналист, противник кремлевского режима Федор Крашенинников считает, что европейские страны допускают «большую ошибку», закрывая границы тем гражданам России, которые бегут от мобилизации, и это лишь играет на руку самому Владимиру Путину.
«Если украинские власти и те, кто помогает Украине, хотят, чтобы на фронте было меньше российских солдат, надо помочь людям бежать из России и избежать призыва, а не закрывать свои границы»,
— сообщил литовскому национальному радио LRT политолог, бежавший их России в 2020 году и сейчас проживающий в Литве.
«Очевидно, основная проблема Путина — нехватка солдат на фронте. Не хватает солдат, чтобы удержать фронт в Украине. Несмотря на все сказки о всеобщей поддержке [войны], никто не хочет добровольно идти на службу, даже за деньги. Поэтому последний вариант — объявить обязательную мобилизацию и заставить людей отправиться на войну. Именно это сейчас делает российское правительство», — сказал Крашенинников.
В то же время у литовско-белорусской границы произошло несколько инцидентов, когда при получении отказа во въезде в Литву россияне выражали недовольство и старались всеми силами остаться в Литве, сообщил пресс-секретарь Государственной пограничной службы Литвы или SBGS Гедриус Мишутис.
Для сравнения: в Латвию в первую неделю после вступления запрета в силу из 2 075 приезжих въезд был запрещен 48 российским гражданам. В Эстонии — 155 россиянам, однако 10 236 человек смогли въехать.
Представители правительства Литвы отстаивают свое решение о запрете гражданам России въезжать в Литву.
Министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис — лидер правящей консервативной партии «Союз Отечества — Литовские христианские демократы» — на сайте микроблогов Twitter указал: «Литва не будет предоставлять убежище тем, кто просто бежит от ответственности. Россияне должны остаться и бороться с Путиным».
Министр обороны Арвидас Анушаускас объявил, что одного призыва в армию будет недостаточно, чтобы россияне, уклоняющиеся от мобилизации, получили убежище в Литве.
В свою очередь, премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните отметила, что «ни Литва, ни другие соседние государства не обязаны спасать всех граждан России от мобилизации».
Чтобы укрепить свою отрасль обороны Литва на этой неделе объявила о выделении на оборону дополнительно 148 млн евро, а также о планируемой покупке легковых тактических автомобилей, ракетных систем HIMARS, радаров и снаряжения. Сейчас Литва выделяет на военные нужды 2,52% от ВВП.