Представители испанской компании Construcciones y Auxiliares de Ferrocarriles S.A. (CAF), которые пригрозили обратиться в Стокгольмский суд, а в среду, 26 сентября, при встрече с представителями комиссии Сейма по народному хозяйству, среде, аграрной и региональной политике публично заявили, что не получали от АО Pasažieru vilciens (PV) никакого предложения о поправках к пяти пунктам заключенного 2 апреля договора, скорее всего, блефовали.
Письмо с предложением договориться «о пяти блоках договора, в которых имеются различия между подписанным договором и отправленными поправками», PV отправил испанской компании еще 31 июля, свидетельствует информация, имеющаяся в распоряжении портала Pietiek.
Официального ответа на предложенные поправки к договору CAF не предоставил. Однако во многих неофициальных переговорах представители CAF выражали несогласие с предложенными PV поправками, поскольку они «сокращают чистую текущую стоимость проекта на 10 млн евро».
Есть предположение, что CAF не согласен с поправками потому, что исправление заключенного 2 апреля договора не только уменьшит доходы CAF на 10 млн евро, но и будет представлять угрозу позиции привлеченного партнера CAF – АО Rīgas vagonu rūpnīca (RVR).
Как следует из имеющихся в распоряжении портала документов, PV еще 31 июля предложил испанской фирме пять поправок к заключенному 2 апреля договору. Одна из поправок связана с установленной в договоре «закупочной ценой поездов и порядком оплаты, которая проявляется в различиях авансовых платежей, а также в разнице формул индексации цен за поезда и услуги».
Вторая поправка связана с «обеспечением выполнения договора, которое проявляется в различиях в установленной в договоре гарантии производства и технологии». Третья поправка связана с не вошедшей в заключенный 2 апреля договор «гарантией выкупа новых поездов», которую CAF не готов взять на себя, поскольку не считает такую практику обычной.
Четвертая поправка касается размера штрафа, поскольку в заключенном договоре этот пункт служит больше интересам CAF, а не PV как заказчика проекта. Пятая поправка связана с «созданием сервисного и ремонтного центра и с гарантиями по содержанию и обслуживанию поездов. В договоре государство хочет добиться того, чтобы сам CAF, а не привлеченный партнер RVR взял на себя гарантии по обслуживанию новых поездов, а также обеспечение гарантийного сервиса.
О том, что в подписанном 2 апреля договоре есть пять пунктов, которые необходимо изменить, но которые ввиду конфиденциальности договора нельзя предавать огласке, в среду, 26 сентября, сообщил госсекретарь Минсообщения Анрийс Матисс.
Договор с CAF был подписан 2 апреля. От имени PV его подписал тогдашний председатель правления PV, один из так называемых «мальчиков» экс-политика Айнара Шлесерса Нил Фрейвалдс. Вскоре после заключения договора выяснилось, что Фрейвалдс, подписав его, уступил нескольким требованиям CAF, которые противоречат утвержденной правительством позиции. Весной Фрейвалдс потерял свою должность в PV.
Информация, имеющаяся у портала, позволяет также сделать следующее заключение: несмотря на то, что подписанный 2 апреля Фрейвалдсом договор предусматривает в случае спорных вопросов обращение сторон в Стокгольмский суд, в нем также указано, что если стороны до утра 2 октября не договорятся о вступлении договора в силу, то «ни у одной из сторон нет права предъявлять требование о возмещении расходов или затрат». Этой оговоркой и объясняется, почему угрозы CAF об обращении в Стокгольмский суд, возможно, можно считать всего лишь блефом.
Неофициально цели CAF объясняются интересом компании добиться того, чтобы государство до утра 2 октября подписало заключенный полгода назад договор, общая стоимость которого оценивается почти в полмиллиарда латов. О достижении этой цели заботится и потенциальный партнер CAF – RVR.
По данным Lursoft, 67% акций RVR принадлежат зарегистрированной на Кипре компании Mysea Enterprises Limited. Неофициально права истинного получателя выгоды в данном оффшоре связаны с возможными интересами и российского миллиардера Владимира Антонова, и мэра Вентспилса Айвара Лембергса, однако официальных подтверждений этого нет.
Возможно, основы для победы предложения CAF в сотрудничестве с RVR в масштабном конкурсе PV на закупку новых поездов были заложены еще в то время, когда обязанности министра сообщения исполнял представитель Союза зеленых и крестьян (СЗК) Улдис Аугулис. Роль главного посредника в обеспечении совместной победы CAF и RVR взял на себя Лембергс. Не исключено, что через договоры связанных с интересами Лембергса отдельных юридических фирм с RVR, часть кредитов (около 3-4 млн евро) была «потрачена» на взятки для должностных лиц. Источники портала допускают, что деньги через различные оффшорные компании могли перечисляться и при посредничестве Krājbanka. Вероятно, сделки совершались перед внеочередными выборами в 11-й Сейм, когда Аугулис был министром сообщения при правительстве Валдиса Домбровскиса.
Ref: 102.108.108.2598