Омбудсмен направил письмо премьер-министру Кришьянису Кариньшу (НЕ) о необходимости государственной поддержки для укрепления потенциала Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ), сообщили в Бюро омбудсмена.
В письме омбудсмен призывает незамедлительно найти решение, чтобы базовая услуга УДГМ была доступна населению в разумные сроки, не превышающие 30 дней. Ответ о планируемых мерах омбудсмен желает получить до конца мая.
По мнению омбудсмена, нынешняя доступность, открытость и возможность получения основных услуг УДГМ, таких как выдача документов, удостоверяющих личность, не только вызывает опасения по поводу несоблюдения принципа надлежащего администрирования управления, но и указывает на системные недостатки в организации работы учреждения, которые в целом подрывают авторитет госуправления.
Средства массовой информации сообщают, что УДГМ испытывает трудности с предоставлением услуг клиентам как минимум с лета 2021 года. Омбудсмен понимает причины такой ситуации, публично указанные главой УДГМ Майрой Розе, и приветствует запланированные меры по улучшению работы УДГМ. Однако нынешняя ситуация неприемлема и требует безотлагательного решения, указали в Бюро омбудсмена.
Во-первых, недоступность УДМГ качественно обеспечить возможность получения услуг, открытость и доступность, может повлиять на основные права каждого жителя.
Во-вторых, в законе установлено, что документ, удостоверяющий личность, паспорт гражданина или негражданина Латвии является обязательным документом, удостоверяющим личность. Нельзя допустить ситуацию, чтобы из-за неэффективных действий государства с 1 января 2023 года возникла ситуация, при которой все граждане или неграждане Латвии, достигшие 15-летнего возраста, не имели бы возможности оформить и получить удостоверение личности, отмечает омбудсмен.
«Если государство требует от человека соблюдение закона, то закон должен быть исполним. Если гражданин не может выполнить возложенную на него обязанность из-за действий государственного учреждения, лицо не виновато в этом», – говорится в сообщении Бюро омбудсмена.
В-третьих, работники УДМГ имеют право на справедливые, безопасные и здоровые условия туда, включающие право на нормальную рабочую нагрузку и справедливую оплату труда.
«Несомненно, на нынешнюю ситуацию дополнительно повлияли как последствия пандемии Covid-19, следствием которой стало возросшее количество не обмененных и не выданных документов, удостоверяющих лично, так и поток гражданского населения Украины», – считает омбудсмен.
При этом следует обратить внимания на обязательства УДГМ в сфере миграции, например, на выдачу долгосрочных виз с правом трудоустройства гражданам Украины, спасающимся от войны в Украине.
По мнению омбудсмена, за неспособность УДГМ эффективно обеспечивать основные услуги отвечает Министерство внутренних дел, действия которого не соответствуют принципам надлежащего управления.
Уже сообщалось, что в конце апреля правительство решило выделить 223 812 евро из бюджета на непредвиденные случаи для содержания 20 временных рабочих мест в УДГМ.
Эти рабочие места планируется содержать с 1 июня до 31 декабря этого года, чтобы снизить нагрузку на постоянных работников управления.
Рабочие места необходимы для повышения потенциала обслуживания клиентов администрации УДГМ за счет оказания услуг, связанных с выдачей документов, удостоверяющих личность, и решением миграционных вопросов, в том числе выдачей видов на жительство и виз.
Министерство внутренних дел указало, что спрос на услуги УДГМ увеличился и общая нагрузка на сотрудников, занимающихся обслуживанием клиентов, тоже увеличилась.