«Довольно часто можно услышать недоумение: зачем маленькой Латвии своя армия? Я бы даже сказал, что такие высказывания резонируют с информационной войной, цель которой в данном конкретном случае – уменьшить значение Латвийских вооруженных сил, а соответственно, если ты никто, то чего ты еще просишь (денег)?!» – отметил министр обороны Артис Пабрикс.
«Ресурсы, в том числе и в военной сфере, ограничены для большинства стран мира, мы в этом плане не уникальны. Вместе с тем наша концепция развития говорит о том, чего мы делать не будем и что не считаем своей спецификой. Например, мы не будем развивать собственную атакующую военную авиацию – это истребители и тому подобное. Все необходимое в этой сфере мы обеспечиваем при помощи других стран НАТО. Другое дело – вертолеты, которые могут выполнять поисковые, спасательные и атакующие функции. Мы однозначно не собираемся развивать танковое направление. Танки – оружие нападения, к тому же в финансовом плане они не окупаются. Опыт показывает, что противотанковое оружие всегда будет на полшага впереди. По-моему, в 21 веке развивать в Латвии танковое направление это то же, что во время Второй мировой войны делать акцент на кавалерию. Мы также отказались от идеи создания подводного флота», – сказал министр в интервью газете Diena.
«Земессардзе очень важно, поскольку оно не только обеспечивает тыл и участвует в гражданских операциях, разгружая профессионалов. Земессарги могут успешно участвовать и в международных операциях, что они, кстати, уже и делали на Балканах. Может сложиться даже так, что земессарги, которые, можно сказать, являются людьми из народа, в подобных операциях смогут легче найти общий язык с местными жителями, чем профессиональные военные. Я хотел бы также напомнить, не в обиду коллегам из других силовых структур, что у армии и земессардзе в обществе высокий рейтинг доверия. Не надо впадать в крайности и утверждать будто вся угроза – либо танки, либо все происходит за компьютерами. Угроз меньше не стало – они стали разнообразнее, так что земессарги нам очень нужны», – сказал Пабрикс.
На вопрос, насколько успешно сотрудничество с эстонцами и литовцами, министр признал, что проблема в том, что до сих пор у латышей, как и у литовцев, по сравнению с эстонцами было меньше денег, чтобы начать серьезные общие закупки. «Например, Эстония ушла далеко вперед по закупкам военной техники, что интересует и нас, но, к сожалению, у нас не совпали время и возможности. Похожая ситуация и у литовцев, которые собираются закупить вертолеты. Мы не говорим, что они нам не нужны, но сейчас мы не можем себе это позволить. Мы создаем экономическую основу, уделяя особое внимание тому, чтобы при закупках соблюдался принцип: преимущество есть у того поставщика, который может делегировать часть заказа нашим, местным производителям. Это не так, будто в Латвии нет индустрии, которая могла бы реализовать такие заказы. Месяц назад я был в Елгаве, где есть компания, производящая и экспортирующая в 12 стран беспилотные самолеты», – сказал министр обороны.
Ref: 102.108.108.2299