В госуправлении надо ликвидировать дублирующие функции, быстрее ввести электронное управление и думать о сокращении числа министров, считают представители партий-кандидатов в 11 Сейм.
Сокращение числа министров в своих программах предлагают различные партии, но не все они считают, что именно сокращение количества министров послужит более эффективному управлению государством.
Представитель Visu Latvijai!-Tēvzemei un Brīvībai/LNNK (VL-TB/LNNK) Эйнарс Цилинскис считает, что Министерство экономики можно объединить с Министерством защиты среды и регионального развития, создав Министерство развития.
Он также считает, что надо подумать и об объединении подведомственных учреждений.
Представитель Единства Дзинтарс Затис считает, что отказ от некоторых государственных функций не будет решением, главное – делать эти функции эффективно. Он уверен, что необходимо как можно быстрее ввести э-управление и осуществить ревизию дублирующих функций и учреждений.
Кандидат на должность министра финансов от Партии реформ Затлерса Вячеслав Домбровский считает, что было бы неразумно касаться классических министерств – Министерства иностранных дел и Министерства финансов. Дискуссии можно проводить по другим сферам. Например, в Эстонии нет Министерства сообщения. Нет особой необходимости и в двух отдельных министерствах – Министерсве благосостояния и Министерстве здравоохранения.
Домбровский считает, что можно было бы создать одно министерство, которое решало бы вопросы экономики, высшего образования и инновации. Однако прежде необходима тщательная дискуссия.
Дана Рейзниеце-Озола из Союза зеленых и крестьян считает, что искать решения более успешного управления надо не в количестве, а в качестве. Одной из сфер, над которой надо серьезно поработать, она назвала управление государственной недвижимостью. «Если по сравнению с 2008 годом цены на недвижимость упали на 40%, то расходы на аренду в госуправлении выросли на 20%. Надо очень тщательно проанализировать, что оставить государству, а остальное продать или реализовать в зависимости от ситуации на конкретный момент», – сказала Рейзниеце-Озола. Она также отметила, что до сих пор министерства не сотрудничали, а соревновались за то, какие проекты, деньги и отрасли удержать. В качестве примера, Рейзниеце-Озола привела вопросы информационных технологий – их решение в министерствах до сих пор было несогласованным и хаотичным, и создавало дополнительную финансовую нагрузку на страну.
Представитель Центра согласия Иварс Зариньш высказал уверенность – если мы хотим что-то улучшить и усовершенствовать, в первую очередь надо ответить на вопрос «Какова роль и задачи государства?».
«Количество министерств не должно быть самоцелью. Для Латвии это настоящая проблема, мы знаем, что это количество сложилось исторически, потому что каждая партия хотела свой карман в министерстве. Госуправление не будет более эффективным, если не будет пересмотрено разделение министерств», – уверен Зариньш.
Он считает, что правильнее было бы создать одно министерство народного хозяйства, которое решало бы вопросы экономики, сообщения, регионального развития и социальные вопросы. Министерство финансов должно остаться в качестве сторожевого пса.