Петерис Кригерс: правительство вынудит людей жить на нелегальные доходы

Председатель Союза свободных профсоюзов Латвии Петерис Кригерс

Только что одобренный государственный бюджет на 2011 год увеличит объем теневой экономики, затормозит рост внутреннего потребления и вынудит латвийцев покинуть страну, считает председатель Союза свободных профсоюзов Латвии Петерис Кригерс.

Как вы, опытный в политических баталиях человек, оцениваете то, что правительство в очередной раз проигнорировало мнение народа и социальных партнеров, создавая новый, одобренный 20 декабря бюджет?

Это сложная ситуация, которую трудно комментировать. Я всегда считал, что государственный бюджет создается в интересах населения этого государства. Но, если при его разработке, к нашему мнению не прислушиваются, можно сделать вывод, что бюджет не был составлен в интересах государства. Это значит, что существуют другие интересы, которые защищает наше правительство и старается силком включить в проект бюджета. Потому что Конфедерация работодателей Латвии, Торгово-промышленная палата Латвии, другие профессиональные и негосударственные организации советовали включить в бюджет много пунктов, которые могли улучшить материальное положение латвийцев. К сожалению, правительство считает, что повышение уровня благосостояния — самое последнее, что нужно делать…

Возможно, правительство полагает, что у жителей накоплен «жирок» со времен тучных лет?

Я только не знаю, у кого этот «жирок» остался. По крайней мере для тех, из чьих кошельков запрашиваются средства в виде налогов, эти «тучные годы» были весьма условными. Что касается зарплат, то мы не достигли даже среднего уровня Евросоюза. Мы получаем только 25% от их средних зарплат. Если у нас это считается «жирным», то что говорить об остальных государствах ЕС, где сейчас ведется борьба за введение разных мероприятий по сокращению расходов?

Прозвучала новость, что международные кредиторы совсем не одобрили данный проект бюджета и что в январе их делегация пересмотрит его. Вполне реально, что в феврале могут понадобится поправки. Зачем надо было так торопиться?

Как будто бы можно согласиться с теорией о том, что государству подобает начинать новый год с одобренным бюджетом. Но бюджет скорее должен быть качественным, потому что в тяжелой экономической ситуации на халтуре не выедешь. Бюджет можно было сформировать довольно быстро, но этот процесс был осознанно затянут, также как и формирование правительства. Международные кредиторы видят те пункты бюджета, которые не были продуманы до конца, и понимают, что их правительство не сможет выполнить. В их распоряжении реальный опыт прошлого года. Кредиторов заботит надежность вложенных средств. Это для них является приоритетом. А вот жителей международные кредиторы не считают важными в нашей стране.

Были две недели, чтобы внести свои поправки, предложения. Вы использовали это время?

Этому правительству предложения мы вносили беспрерывно — на протяжении полутора лет. Как самостоятельно, так и в сотрудничестве с Конфедерацией работодателей Латвии, Союзом самоуправлений Латвии, Латвийской научной палатой, а также с Торгово-промышленной палатой Латвии. К сожалению, все эти документы осели в Кабинете министров — у премьера Валдиса Домбровскиса или еще у кого-нибудь… Последние предложения мы вносили как лично председателю Сейма Солвите Аболтине, так и правительству. Мне не ясно, почему предельно логичные и обоснованные пункты нельзя было внести в проект бюджета? Вместо этого там понаписали сомнительные и невыполнимые прогнозы доходов.

А может, все дело в том, что в правительстве не представлена ни одна социал-демократическая партия, хотя бы Центр Согласия?

Несомненно плохо, что в правительстве не формируется социал-демократическое движение. Ближе всего к социал-демократии именно Центр Согласия, однако у них существуют свои внутренние проблемы, связанные с реализацией интересов зажиточных индивидов. Таким образом ЦС становится очень центристским партийным объединением. Но и правые партии „Par Labu Latviju” и „Visu Latvijai/TB/LNNK” были согласны с нами по многим вопросам. Перед выборами мы заключали меморандум и с объединением политических партий „Vienotībа”, однако оно не выполняет свои обещания уже с принятием этого бюджета. Очевидно, что у обещаниям политиков нельзя доверять.

Что если это аукнется для Vienotība на следующих выборах?

Наши граждане еще не созрели в плане демократии и их политическая память очень коротка. Например, если Николя Саркози пытается продвинуть проект, который не поддерживает народ Франции, то в следующих выборах он может не участвовать. В то время как у нас на очередных выборах просто будет разыграна другая карта с уклоном в националистическую эйфорию, вопросы религии или безопасности, как всегда забыв о развитии народного хозяйства и о благосостоянии — зарплатах и пенсиях. К сожалению, наши жители быстро попадают на крючок таких заявлений правительства, забывая о главном. Силу государства определяет предпринимательство, а не работа отдельных институций по надзору или то, насколько красивы выбранные в Сейм депутаты.

Вы укрепляете роль профсоюзов в рабочих коллективах, на заводах?

Это наша ежедневная работа. Конечно, на тех предприятиях, где созданы профсоюзы порядка намного больше. Там в силе трудовые договоры. Там выше заработные платы и соблюдаются все нормативы по охране труда. Однако мы представляем только 15 процентов от всех работающих в стране. Остальные на рынке труда не защищены. Большая часть — около 40 процентов работают в секторе теневой экономики, где никогда не будет профсоюзов и трудовых договоров. Если они запросят юридическую защиту через профсоюз, то потеряют единственный источник своих доходов. Есть отдельные работодатели, которые считают себя умнее профсоюзов и что в состоянии сами все обеспечить. В том случае, если человек желает создать свой или вступить в уже существующий профсоюз, то мы бесплатно консультируем его о том, как это правильно сделать. Но в Латвии жители довольно индивидуалистично настроены, они считают, что сами способны решить свои проблемы.

Почему мы настолько пассивны в использовании забастовок?

Это напрямую связано с выше сказанным. В секторе теневой экономики забастовки невозможны. Конечно же, честные работодатели гарантируют более или менее нормальную зарплату и социальные гарантии, что исключает необходимость бастовать. Государственный сектор очень сегментирован, а чиновничество нервничает, потому что им постоянно угрожают структурными реформами. Каждый держится за свое место.

Считаете ли вы, что, реорганизовав госаппарат, можно было создать больший резерв и таким образом оставить налоги в покое?

Это было одним из наших первоначальных предложений, с которым мы пошли к бывшему премьер-министру Айгару Калвитису. Мы предлагали постепенный переход к эффективному и небольшому бюрократическому аппарату, который может оперативно принимать важные решения и по-минимуму вмешиваться в бизнес контролем и репрессиями. Который способен помочь предпринимателям зарабатывать. Количество министерств ничего не определяет. С таким же успехом могло бы работать одно министерство с несколькими министрами. Почему каждому министерству требуется собственное здание, транспорт, бухгалтерия что делает управление дороже? Правительству следовало бы разработать бюджет с нуля — это вариант, который был рекомендован рядом видных экспертов. А именно, определить те функции, без которых страна не может существовать — внешняя и внутренняя безопасность, здравоохранение, образование, социальное обеспечение, чтобы понять, что сколько стоит. Нельзя, чтобы высокие зарплаты выплачивались госагенствам и другим работникам лишних структур. А сейчас мы в начале года урезаем бюджет министерства, чтобы в конце года начислить ему дополнительное финансирование. У одних министерств большие внутренние ресурсы, у других — меньшие. Министры говорят об этом очень осторожно, больше указывая на резервы в других министерствах, только чтобы их самих не трогали. Мы предлагаем составить коллективные договора также и в госучереждениях, упорядочив систему выплат премий, зарплат и пособий. Госконтроль возражает против этого. В настоящее время невозможно проконтролировать министерства, потому что контроль не может вникнуть в каждую функцию.

Как вы относитесь к сообщению правительства о том, что этот бюджет — мостик над пропастью?

Ни одно правительство само не признает, что разработало плохой бюджет. Все нужно преподносить в оптимистичном ключе, чтобы успокоить взволнованные умы в обществе. Министр финансов Андрис Вилкс — бывший эксперт в банковской сфере, поэтому на публике он все время будет говорить так, чтобы люди делали как можно больше вкладов, брали кредиты и тем самым стимулировали денежный оборот. Правительство исполняет волю лобби Шведских банков. Когда правительство сократило пенсии на 10%, кредиторы не возражали против этого. Однако когда правительство захотело взять деньги из отчислений на второй пенсионный уровень, которые размещаются в банках, тогда кредиторы подняли шумиху, мол, этого делать нельзя. И что наоборот — процент отчислений следовало бы увеличить, потому что сектор коммерческих банков очень хорошо зарабатывает на этом.

Предыдущая статьяФотонеделя 2010.12.23
Следующая статьяУшаков: в Риге 36 000 нищих

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости

</