Государственная пограничная охрана регулярно задерживает контрабандистов, которые пытаются доставить сигареты из России и Белоруссии, однако за расследование дел о контрабанде отвечает Таможенная полиция Службы государственных доходов (СГД).
А теперь и пограничники хотят расследовать эти преступления, но СГД категорически отказывается от помощи, так как разделение ответственности приведет к неразберихе. Инициатива пограничников наводит на подозрение о том, что они не доверяют таможне, говорится в выпуске телепередачи Nekā personīga («Ничего личного»).
Пограничники должны помогать таможне в поимке контрабандистов. Задержанного необходимо передать Налогово-таможенной полиции, которая продолжает расследование. Пограничники хотят сами расследовать эти преступления, сообщает телепередача.
Начальник Госпогранохраны Гунтис Пуятс: «Погранохрана выдвинула эту идею, чтобы расследовать только те преступления, которые сами обнаружим».
За пять лет пограничники начали 216 процессов за контрабанду сигарет, алкоголя и топлива. У погранохраны есть преимущество: в ее управлениях в Даугавпилсе, Лудзе и Виляке есть следователи, которые за короткое время могут явиться на место преступления. И прокуратуры находятся в Латгале. Поэтому таможенным следователям приходится неоднократно преодолевать большие расстояния, отмечает Nekā personīga.
Пуятс пояснил телепередаче: «Это сэкономило бы ресурсы и Налогово-таможенной полиции. Ведь сейчас [порядок такой:] мы задерживаем, затем часами охраняем. У нас, разумеется, подписано соглашение о сотрудничестве с Налогово-таможенной полицией … но у них следователи в Риге… Нам за это время надо обеспечить охрану задержанных, передачу имущества, затем процесса… Требуется много времени».
Погранохрана подготовила поправки в законы и передала Министерству внутренних дел. Министр Сандис Гиргенс говорит, что идею еще нужно обсудить с экспертами министерства. Борьбу с контрабандой надо усиливать, но делить расследование с пограничниками, пожалуй, — не лучшее решение.
В СГД инициативе пограничников помочь в борьбе с контрабандой не обрадовались, так как это приведет к неразберихе. У службы есть опытные следователи и езда к границе – незначительная мелочь в процессе расследования. У таможни имеются лаборатории и эксперты, а у погранохраны – нет. Руководитель СГД говорит, что изменений в работе таможне не планируется.
В Министерстве финансов тоже никто не собирается делить таможенные функции с пограничниками. Дискуссии о том, чтобы доверить расследование контрабанды погранохране уже были, но идея всегда отклонялась, отметила Nekā personīga.