Министр образования и науки Илга Шуплинска («Новая консервативная партия») указала, что школы, которые не соответствуют критериям реформы оптимизации сети школ, со временем могут быть реорганизованы. Также министр подчеркнула роль самоуправления как учредителя школ.
14 мая после собрания представителей коалиционных партий политик повторно отметила, что почти половина из 640 школ не соответствуют критериям о минимальном количестве учеников. Она пояснила, что часть таких школ находится в Риге. Реорганизация означает для них понижение ступени образования, например, со средней школы до основной школы или с основной школы до начальной.
Реорганизация не будет происходить автоматически, в настоящий момент самоуправления оценивают ее эффективность. Если не будут произведены оценка эффективности и необходимые действия, придется действовать в соответствии с нормативными требованиями, которые вступят в силу в 2020 году, пояснила министр.
Комментируя запланированное к рассмотрению 14 мая информативное сообщение об оптимизации сети школ, министр отметила, что зачастую оценка производится по категориям «белое или черное», но в данном случае нужно обратить внимание на нюансы.
Для приведения в порядок сети школ Министерство образования и науки разработало четыре региональных блока, в каждом из которых предусмотрено различное минимальное число учащихся.
Один из региональных блоков — латвийские города с населением свыше 50 000 жителей. Сюда могли бы войти Рига, Даугавпилс, Лиепая и Елгава.
В данном блоке в начальной школе (1 — 6 классы) должно быть по меньшей мере 400 учащихся, что означает, что школы должны будут обеспечивать по три параллельных класса, в каждом из которых будет в среднем по 22 ученика. В основной школе должны учиться по крайней мере 450 учеников — то есть по два параллельных класса в среднем по 25 учеников. На этапе средней школы (10 —12 классы) число учащихся должно быть не меньше 150 — то есть в среднем по 25 учеников в двух параллелях.
Следующая группа — центры развития административных территорий. В них минимальное число учеников в начальных школах могло бы составить 300 учащихся — по 25 учащихся в двух параллельных классах. В основной школе должно быть не меньше 360 учеников — по 20 учеников в двух параллельных классах. В средней школе должно быть два параллельных класса, в каждом из которых должно быть не менее 20 учащихся.
Третий региональный блок — волостные территории. Здесь минимальное число учеников в начальной школе могло бы составлять 35 учеников, то есть по 6 учащихся в каждом классе. Такие начальные школы должны работать как филиалы других образовательных учреждений, без отдельной администрации и поддерживающего персонала, к тому же они должны будут осуществлять также программу дошкольного образования. В основных школах должно быть по крайней мере 80 учеников — в среднем по девять в каждом классе. В средних школах число учащихся должно составлять хотя бы 45 — в среднем по 15 человек в классе.
В последнюю группу вошли территории, находящиеся возле внешних границ с ЕС, а также те территории, в которых расстояние до следующего образовательного учреждения составляет более 25 километров. В данной группе предусматривается, что в первых трех классах в данной категории должны учиться по крайней мере 15 учеников, по пять учащихся в каждом классе. Такие начальные школы также должны функционировать как филиалы других учебных заведений, без отдельной администрации и поддерживающего персонала. Кроме того, они долины также осуществлять программу дошкольного образования. В основной школе число учеников может составлять не меньше 70 — в среднем по восемь учеников в одном классе. В средней школе должно учиться по крайней мере 30 учащихся, то есть в среднем по десять человек в классе.