«Есть очень хорошая поговорка: не знаю, как у вас в Риге, а у нас в Латвии все хорошо. Думаю, во время кризиса была хорошая возможность оценить свои расходы и считаю, что в кризис было больше возможностей заработать, чем в так называемые «тучные годы». Особенно это относится к отрасли деревообработки», – сказал председатель правления ООО DLLA, производящего палеты, Армандс Либиетис. Он пояснил, что производители палетов могут играть в тотализатор – если спрос на палеты падает, значит для экономики настали тяжелые времена. Сейчас спрос примерно на протяжении года остается неопределенным – вроде бы палеты нужны, но вроде бы и нет.
«Вся эта неопределенность связана с европейским рынком. Мы работаем с Германией, где спрос есть всегда. Италия медленно умирает, Бельгия, Нидеранды, Дания, Франция, Испания для меня «мертвецы» уже три года. В некоторых из этих стран экономическая ситуация не так уж плоха, но они свое внутреннее потребление и спрос на палеты могут покрыть самостоятельно, импорт им не нужен. Для меня сейчас единственным перспективным рынком является Германия, там, по крайней мере, нет спада», – пояснил Либиетис.
Председатель правления предприятия, производящего двери, ООО Brodoor Юрис Салдакс добавил, что для предприятий отрасли деревообработки сейчас одним из наиболее перспективных направлений является скандинавский рынок.
«Мне кажется, эти рынки стали более открытыми. Возможно это связано с тем, что ранее в этом региогне у нас не было стабильных покупателей, но теперь распространение продукции там налажено», – сказал Салдакс. В Екабпилсе развивать бизнес в различных бизнес-отраслях легче, чем в Риге, поскольку в расходы на аренду здесь ниже, а рабочая сила и сырье более доступны, признают предприниматели.
Салдакс отметил, что во время кризиса у его предприятия немного сократились объемы работ, но работа продолжалась более спокойно и заработать удалось даже больше, чем до кризиса.
«Это стало возможно в связи с тем, что произведенный конечный продукт получается довльно дешевым, и в то же время он качественный и необходим во все времена. Возможно, немного изменились покупатели. Если раньше наши двери покупали только менее зажиточные люди, то во время кризиса их стали выбирать и представители среднего класса, поэтому объемы производства сократились совсем незначительно», – пояснил Салдакс.
Он также добавил, что во время кризиса сырье – древесина – стало в два раза дешевле, расходы на рабочую силу тоже уменьшились, поэтому работать было легче. «Brodoor было бы труднее производить двери, например, в Риге, и продукт не был бы конкурентоспособным. Нахождение в регионе идет предприятию только на пользу – это связано и с расходами на помещение и рабочую силу, и с доступностью сырья», – сказал Салдакс.
Председатель правления цветочного предприятия ООО Sedumi Эгилс Боярс отметил, что сейчас в торговле отмечается рост. «Я считаю, это связано с тем, что в последнее время в бизнес влилось довольно много средств структурных фондов Европейского союза. Вместе с тем у бизнеса появилось больше работы, зарплаты платятся, а людей появилось больше денег», – пояснил он.
Однако предприятие по торговле и выращиванию цветов начало расширяться именно в этом году, поскольку открылись новые теплицы, в которых производственные расходы отличаются от прежних. По словам Салдакса, теперь предприятие стало крупным игроком на латвийском цветочном рынке, но по сравнению с литовскими компаниями Sedumi – небольшое предприятие.
«Преимущество торгового предприятия в регионе в том, что покупатель всегда может получить товар вместе с услугой, всегда есть возможность приобрести все необходимые товары в одном месте и тут же получить необходимую консультацию», — подытожил Салдакс.
Ref: 103.108.108.1064