Тарифная политика на проезд в общественном транспорте должна быть прозрачной, но при ее разработке необходимо учитывать платежеспособность граждан и готовность государственного бюджета субсидировать проезд в общественном транспорте, сказал председатель правления Автотранспортной дирекции (АТД) Кристианс Годиньш.
Он подчеркнул, что формирование тарифов – это регулярный процесс, который необходимо оценивать, но в нынешней ситуации, когда цены на все стремительно растут, важно не увеличивать инфляцию, а способствовать возвращению в общественный транспорт пассажиров, отказавшихся от него во время пандемии. Годиньш отметил, что, это важнее, чем повышение тарифа на несколько процентов.
«Логичнее всего было бы в этом году, чтобы тарифы не повышались и не пересматривались, а оценивалась и пересматривалась тарифная политика в целом. Ранее был очень большой «зоопарк» в плане тарифов, было 24 разных тарифа, всё было упорядочено и уравнено», – пояснил Годиньш.
Он также сказал, что сейчас «необходимо свежим взглядом посмотреть на тарифную политику», учитывая изменения в качестве услуг, ведь в следующем году будут новые электропоезда, новее становятся и автобусы.
Годиньш также рассказал, что тарифы на региональные перевозки отличаются от городских. В городе существует одна цена, к которой можно добавить 5%, 10% или 15%, и тариф готов.
В свою очередь, в тариф региональных перевозок складывается из нескольких компонентов.
Один – город, из которого начинается рейс, например, цена из Риги будет выше, а второй – километраж, чем больше проедешь километров, тем больше будет цена.
В поездах действует принцип зон — поезда перевозят больше всего пассажиров в электрифицированной зоне, и если бы тариф зависел просто от расстояния, то дорога в Даугавпилс стоила бы значительно больше, а поездка до Огре — дешевле.
Руководитель АТД подчеркнул, что на тарифную политику нужно смотреть шире, оценивая, что работает в существующей системе, а что следует улучшить.
«Кроме того, автобусные и железнодорожные тарифы следует рассматривать вместе, чтобы не было так, что на один вид транспорта существенно более низкая цена, чем на другой», – сказал Годиньш.
Он также подчеркнул, что при формировании тарифной политики необходимо учитывать платежеспособность граждан и готовность государственного бюджета субсидировать общественный транспорт.
На вопрос, не придется ли в связи с этим значительно увеличить размер государственных дотаций, Годиньш сказал, что сумма дотации сильно увеличилась в последние годы под влиянием Covid-19.
По сравнению с 2019 годом в 2021 году число пассажиров уменьшилось на 40%.
«Это огромное количество пассажиров, и соответственно, упущенная выгода. На данный момент снова увеличивается количество пассажиров и растут доходы», – сказал глава АТД.
Годиньш отметил, что идеальным вариантом было бы, если бы примерно половину составляли доходы от билетов, а половину – дотация. В 2018 году пропорция была примерно такой же, но в 2019 году доля дотации уже превышала выручку от билетов, а начиная с 2020 года доля дотации значительно выросла.