Превратит ли мэр Риги Нил Ушаков в пороховую бочку всю Латвию?

Имеет полное право на жизнь версия, что основной целью бесперспективных политических битв вокруг статуса русского языка является желание ВСЕХ парламентских партий отвлечь жителей Латвии от жизненно важных проблем. Таковой, наряду с выживанием большинства населения страны, является безопасность собственно жизни и расходование государственных средств на проекты, снижающие уровень безопасности. Об этом размышляет корреспондент BNN в Латгальском регионе. 

Когда 10 больше, чем 540 

Посудите сами.. 26 июля 2011 года правящая коалиция Рижской думы за 8 минут приняла Решение №3518 «Об одобрении предусматриваемых действий – перегрузке и образования кратковременного хранилища минеральных удобрений в Кундзиньсале». Проще говоря, столичное самоуправление под руководством мэра Ушакова поддержало строительство в порту терминала концерна «Уралхим». Это решение можно было бы только приветствовать, если бы не один пустячок: из России через Латгальский регион в Рижский порт ежегодно будет транспортироваться 1 050 000 тонн аммиачной селитры всех видов, а на складах в Риге будет храниться до 90 000 тонн этого химического продукта. И только монах с самой жёсткой схимой может не знать, что аммиачная селитра обладает высокой детонационной способностью, нитрат аммония — основной компонент, используемый террористами для изготовление взрывчатки. Последние примеры — Андерс Брейвик, взорвавший комплекс правительственных зданий в центре Осло, и арестованные на днях в столице Великобритании четверо террористов, собиравшихся поднять на воздух Лондонскую фондовую биржу, резиденцию мэра города и здание посольства США. Напомним, что ежедневные два эшелона с аммиачной селитрой на 300 км неохраняемой железной дороги от границы России до Рижского порта, и расположение дорогого для г-на Ушакова терминала «Уралхима» в окружении терминала сжиженного газа, двух нефтяных терминалов и терминала по перевалке химических веществ, являются вкусной «конфеткой» для тех, кто захочет отомстить американцам за снабжение их войск в Афганистане через Латвию.

В сентябре 2011 г. в Латвии была создана инициативная группа, пытавшаяся образумить столичное градоначальство: стройте терминал, но уберите миллион тонн аммиачной селитры — замените её на другую номенклатуру грузов, не превращайте страну в пороховую бочку. После проведения пикета у Сейма инициативная группа предложила руководителю Балтийской редакции BNN Григорию Зубареву провести с мэром Ушаковым публичную дискуссию на телеканале TV-5. Рижский градоначальник от открытого разговора уклонился, отфутболив письмо-приглашение чиновнику Управления Рижского свободного порта, словно не он, а некая г-жа Г. Смилга протащила через Рижскую думу опасное для всей страны решение. В ответ пришла отписка.

Нил Ушаков словно не замечает, что подниматься стала не только столица, но и Вентспилс, Резекне, Даугавпилс. В этих городах были созданы комитеты по сопротивлению использования латвийской территории для перевозки и хранения аммиачной селитры. Ведь логистика перевозок безальтернативна – через сортировочные станции Даугавпилса или Резекне, а в случае, если Рига для аммиачной селитры будет закрыта, сотни тысяч тонн потенциальной взрывчатки могут быть перенаправлены в Вентспилс. Вентспилсчанам, особенно после того, как на терминале «Ventamonjaks» произошла утечка смертельно опасной нитрилакриловой кислоты, такой «подарок» от «Уралхима» тоже не нужен.

В Риге и Даугавпилсе, городах, подвергающихся наибольшему риску, начался сбор подписей. Активисты требовали ясности – может ли кто-нибудь из официальных органов гарантировать безопасность перевозки аммиачной селитры на всем пути следования по Латвии. К 15 ноября, дню проведения повторного пикета, но уже у Рижской думы, только в Даугавпилсе и столице под обращением было собрано 540 протестных подписей. Заметьте, что к требуемому по закону общественному обсуждению «уралхимовской» стройки века было привлечено 10 (!) местных жителей, а сообщение об общественном обсуждении было опубликовано только в газете Neatkarīgā Rīta Avīze. И кому не известно, что уровень этой независимости определяется в кабинете мэра Вентспилса! Первая часть собранных подписей была передана мэру Риги Нилу Ушакову уже на пикете. А недавно от рижского градоначальника был получен ответ, полный казуистики и бюрократического крючкотворства.

Дамоклов меч Ушакова

В ответном письме господин Ушаков «уточняет», что по заключению Государственного бюро по надзору за окружающей средой, терминал российского «Уралхима» безопасен. Градоначальник деликатно упускает одну деталь: экспертизу безопасности объекта проводила не указанная госорганизация, а близкая к Лембергсу вентспилсская фирма. Но за несколько лет до этого эксперты этой же самой фирмы не рекомендовали переваливать аммиачную селитру через Вентспилс по соображениям экологии и отсутствия достаточных гарантий безопасности. Г-н Ушаков в своём ответе на заявление пикетчиков вынужден признать потенциальную опасность аммиачной селитры, но следующий пассаж из его письма стоит того, чтобы его процитировать: «Оценка риска осуществлялась с применением качественных и количественных методов оценки риска – учтено возможное развитие аварий, подсчитана вероятность отдельных событий и распространение возможных последствий аварии. Для моделирования возможных последствий аварии использовались лицензионные компьютерные программы».

И возникает конкретный вопрос: куда можно предложить г-ну мэру засунуть его методы оценки риска, а также «вероятность отдельных событий и распространение возможных последствий аварии» вкупе с «лицензионными компьютерными программами» после того, как под Даугавпилсом произошла железнодорожная катастрофа? Разрушено железнодорожное полотно, под откос ушли 17 платформ, включая 5 цистерн, залитых под завязку мазутом и техническим растворителем. Люди, надышавшись ядовитыми парами, попали в больницу, для устранения последствий катастрофы вызывались специалисты из Беларуси, как это аукнется для экологии, утверждать не может никто. И что, разве не было заключения нужных экспертов о безопасности перевозки химических растворителей?

А теперь предположите, что это было 17 вагонов с аммиачной селитрой — свыше 1000 тонн. Брейвику, чтобы поднять на воздух центр Осло, понадобилась машина, загруженная 2,5 тоннами нитрата аммония. Вам надо объяснять, что было бы с Ригой, не говоря уже о Даугавпилсе, если бы всё это добро сдетанировало бы? Глава Latvijas dzelzceļš Угис Магонис в интервью Latvijas radio прямо признал: «К сожалению, нельзя исключать, что подобные железнодорожные аварии будут случаться и впредь»… И где теперь ждать это ВПРЕДЬ? Если Рижскую думу это не заботит, то жители Латгалии не желают быть заложниками их решения, принятого в пользу «Уралхима» и истинных хозяев Рижского порта.

Поэтому остаются актуальными те вопросы, отвечать на которые боится Нил Ушаков. Он прислал в BNN письмо, в котором отказывается от дискуссии с Григорием Зубаревым в прямом телеэфире. Причина — самая серьёзная: очень напряженный рабочий график. Конечно, предвыборный период закончился, до следующих выборов время есть, вот тогда и можно будет говорить, как мэр Риги «защищает» интересы жителей столицы. А сейчас расписываться в том, что именно подпись Ушакова стоит под решением превратить вверенный ему город в склад потенциальной взрывчатки как-то недосуг.

Чтобы оживить память председателя Рижской думы, напоминаем ему вопросы, на которые ответить все-таки придется:

1. Кому выгодно, и кому не выгодно, чтобы Рига была наполнена аммиачной селитрой?

2. Сколь прозрачен проект строительства терминала азотных удобрений и насколько корректно осуществлялись процедуры прохождения этого проекта?

3. Насколько соответствуют действительности утверждения Рижской думы об экономической значимости перегрузки и хранения аммиачной селитры для бюджета города и страны?

4. Почему французский город Дьепп отказал российскому холдингу «Уралхим» строить терминал на берегу Ла-Манша, а Рига отдала ему берег Даугавы?

5. Сколько стоит безопасность, и что ожидает Ригу и её жителей в случае террористического акта или детонации 90 тыс. тонн аммиачной селитры?

6. Какой ущерб будет нанесен Риге и ее жителям, если взрыв все же произойдет?

Ref: 015.000.101.682

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости