Имеет полное право на жизнь версия, что основной целью бесперспективных политических битв вокруг статуса русского языка является желание ВСЕХ парламентских партий отвлечь жителей Латвии от жизненно важных проблем. Таковой, наряду с выживанием большинства населения страны, является безопасность собственно жизни и расходование государственных средств на проекты, снижающие уровень безопасности. Об этом размышляет корреспондент BNN в Латгальском регионе.
Когда 10 больше, чем 540
Посудите сами.. 26 июля 2011 года правящая коалиция Рижской думы за 8 минут приняла Решение №3518 «Об одобрении предусматриваемых действий – перегрузке и образования кратковременного хранилища минеральных удобрений в Кундзиньсале». Проще говоря, столичное самоуправление под руководством мэра Ушакова поддержало строительство в порту терминала концерна «Уралхим». Это решение можно было бы только приветствовать, если бы не один пустячок: из России через Латгальский регион в Рижский порт ежегодно будет транспортироваться 1 050 000 тонн аммиачной селитры всех видов, а на складах в Риге будет храниться до 90 000 тонн этого химического продукта. И только монах с самой жёсткой схимой может не знать, что аммиачная селитра обладает высокой детонационной способностью, нитрат аммония — основной компонент, используемый террористами для изготовление взрывчатки. Последние примеры — Андерс Брейвик, взорвавший комплекс правительственных зданий в центре Осло, и арестованные на днях в столице Великобритании четверо террористов, собиравшихся поднять на воздух Лондонскую фондовую биржу, резиденцию мэра города и здание посольства США. Напомним, что ежедневные два эшелона с аммиачной селитрой на 300 км неохраняемой железной дороги от границы России до Рижского порта, и расположение дорогого для г-на Ушакова терминала «Уралхима» в окружении терминала сжиженного газа, двух нефтяных терминалов и терминала по перевалке химических веществ, являются вкусной «конфеткой» для тех, кто захочет отомстить американцам за снабжение их войск в Афганистане через Латвию.
В сентябре 2011 г. в Латвии была создана инициативная группа, пытавшаяся образумить столичное градоначальство: стройте терминал, но уберите миллион тонн аммиачной селитры — замените её на другую номенклатуру грузов, не превращайте страну в пороховую бочку. После проведения пикета у Сейма инициативная группа предложила руководителю Балтийской редакции BNN Григорию Зубареву провести с мэром Ушаковым публичную дискуссию на телеканале TV-5. Рижский градоначальник от открытого разговора уклонился, отфутболив письмо-приглашение чиновнику Управления Рижского свободного порта, словно не он, а некая г-жа Г. Смилга протащила через Рижскую думу опасное для всей страны решение. В ответ пришла отписка.
Нил Ушаков словно не замечает, что подниматься стала не только столица, но и Вентспилс, Резекне, Даугавпилс. В этих городах были созданы комитеты по сопротивлению использования латвийской территории для перевозки и хранения аммиачной селитры. Ведь логистика перевозок безальтернативна – через сортировочные станции Даугавпилса или Резекне, а в случае, если Рига для аммиачной селитры будет закрыта, сотни тысяч тонн потенциальной взрывчатки могут быть перенаправлены в Вентспилс. Вентспилсчанам, особенно после того, как на терминале «Ventamonjaks» произошла утечка смертельно опасной нитрилакриловой кислоты, такой «подарок» от «Уралхима» тоже не нужен.
В Риге и Даугавпилсе, городах, подвергающихся наибольшему риску, начался сбор подписей. Активисты требовали ясности – может ли кто-нибудь из официальных органов гарантировать безопасность перевозки аммиачной селитры на всем пути следования по Латвии. К 15 ноября, дню проведения повторного пикета, но уже у Рижской думы, только в Даугавпилсе и столице под обращением было собрано 540 протестных подписей. Заметьте, что к требуемому по закону общественному обсуждению «уралхимовской» стройки века было привлечено 10 (!) местных жителей, а сообщение об общественном обсуждении было опубликовано только в газете Neatkarīgā Rīta Avīze. И кому не известно, что уровень этой независимости определяется в кабинете мэра Вентспилса! Первая часть собранных подписей была передана мэру Риги Нилу Ушакову уже на пикете. А недавно от рижского градоначальника был получен ответ, полный казуистики и бюрократического крючкотворства.
Дамоклов меч Ушакова
В ответном письме господин Ушаков «уточняет», что по заключению Государственного бюро по надзору за окружающей средой, терминал российского «Уралхима» безопасен. Градоначальник деликатно упускает одну деталь: экспертизу безопасности объекта проводила не указанная госорганизация, а близкая к Лембергсу вентспилсская фирма. Но за несколько лет до этого эксперты этой же самой фирмы не рекомендовали переваливать аммиачную селитру через Вентспилс по соображениям экологии и отсутствия достаточных гарантий безопасности. Г-н Ушаков в своём ответе на заявление пикетчиков вынужден признать потенциальную опасность аммиачной селитры, но следующий пассаж из его письма стоит того, чтобы его процитировать: «Оценка риска осуществлялась с применением качественных и количественных методов оценки риска – учтено возможное развитие аварий, подсчитана вероятность отдельных событий и распространение возможных последствий аварии. Для моделирования возможных последствий аварии использовались лицензионные компьютерные программы».
И возникает конкретный вопрос: куда можно предложить г-ну мэру засунуть его методы оценки риска, а также «вероятность отдельных событий и распространение возможных последствий аварии» вкупе с «лицензионными компьютерными программами» после того, как под Даугавпилсом произошла железнодорожная катастрофа? Разрушено железнодорожное полотно, под откос ушли 17 платформ, включая 5 цистерн, залитых под завязку мазутом и техническим растворителем. Люди, надышавшись ядовитыми парами, попали в больницу, для устранения последствий катастрофы вызывались специалисты из Беларуси, как это аукнется для экологии, утверждать не может никто. И что, разве не было заключения нужных экспертов о безопасности перевозки химических растворителей?
А теперь предположите, что это было 17 вагонов с аммиачной селитрой — свыше 1000 тонн. Брейвику, чтобы поднять на воздух центр Осло, понадобилась машина, загруженная 2,5 тоннами нитрата аммония. Вам надо объяснять, что было бы с Ригой, не говоря уже о Даугавпилсе, если бы всё это добро сдетанировало бы? Глава Latvijas dzelzceļš Угис Магонис в интервью Latvijas radio прямо признал: «К сожалению, нельзя исключать, что подобные железнодорожные аварии будут случаться и впредь»… И где теперь ждать это ВПРЕДЬ? Если Рижскую думу это не заботит, то жители Латгалии не желают быть заложниками их решения, принятого в пользу «Уралхима» и истинных хозяев Рижского порта.
Поэтому остаются актуальными те вопросы, отвечать на которые боится Нил Ушаков. Он прислал в BNN письмо, в котором отказывается от дискуссии с Григорием Зубаревым в прямом телеэфире. Причина — самая серьёзная: очень напряженный рабочий график. Конечно, предвыборный период закончился, до следующих выборов время есть, вот тогда и можно будет говорить, как мэр Риги «защищает» интересы жителей столицы. А сейчас расписываться в том, что именно подпись Ушакова стоит под решением превратить вверенный ему город в склад потенциальной взрывчатки как-то недосуг.
Чтобы оживить память председателя Рижской думы, напоминаем ему вопросы, на которые ответить все-таки придется:
1. Кому выгодно, и кому не выгодно, чтобы Рига была наполнена аммиачной селитрой?
2. Сколь прозрачен проект строительства терминала азотных удобрений и насколько корректно осуществлялись процедуры прохождения этого проекта?
3. Насколько соответствуют действительности утверждения Рижской думы об экономической значимости перегрузки и хранения аммиачной селитры для бюджета города и страны?
4. Почему французский город Дьепп отказал российскому холдингу «Уралхим» строить терминал на берегу Ла-Манша, а Рига отдала ему берег Даугавы?
5. Сколько стоит безопасность, и что ожидает Ригу и её жителей в случае террористического акта или детонации 90 тыс. тонн аммиачной селитры?
6. Какой ущерб будет нанесен Риге и ее жителям, если взрыв все же произойдет?
Ref: 015.000.101.682