Для предприятия Latvijas dzelzceļš (LDz) сегодня больше неактуальны многие проекты, которые активно продвигались, когда Министерством сообщения руководил Айнарс Шлесерс. Вместо них приоритетными стали другие многомиллионные проекты, которым могут быть присуждены также и средства ЕС. О них в интервью порталу бизнес-новостей BNN рассказал председатель правления LDz Угис Магонис.
Один из потерявших актуальность проектов – строительство железнодорожной линии из аэропорта в центр Риги. Несмотря на то, что исследования все еще продолжаются, проект «не является приоритетным и в ближайшее время реализован не будет – хотя бы по причине недостаточного финансирования», указал Магонис. Также он сомневается, что будет реализован поддержанный Шлесерсом проект по застройке левого берега Даугавы, который предполагал развитие острова Криеву для нужд порта. Кроме того, на левом берегу планировалось построить и новую линию железной дороги и перенести туда терминалы по перегрузке угля, разгрузив таким образом центр города. Но и этот проект сейчас заморожен и Магонис осторожно прогнозирует, что средства ЕС, котороы были на него выделены, перейдут к другому проекту.
Также в интервью Магонис обрисовал будущее LDz и коснулся актуальной на данный момент темы о расследовании, которое сейчас проводит Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) против LDz и самого Угиса Магониса. «Я считаю, что будет нечто подобное случаю с Latvenergo – большое шоу, а на деле – ничего. Кто от этого выиграет и кому скажут спасибо – я не знаю, воспринимаю это больше как политику», — поделился Магонис.
Каков был прошедший год для LDz?
В целом 2010 год для предприятия LDz был удачным. Конечно, было снижение грузооборота на 8,4%, однако мы планировали на все 10%. Поэтому, могу с уверенностью сказать, что планировать с запасом мы умеем. В связи с этим нам не пришлось посреди года менять бюджет. Считаю, что и финансовые показатели будут лучше, нежели мы планировали. О них пока не могу говорить – еще достаточно времени для анализа.
Что происходит с разными инфраструктурными проектами LDz?
Что касается больших проектов, то сейчас пока нам следует завершить начатое – первую и вторую очередь сигнализации, а также нагревающиеся буксы. Эти проекты были начаты в предыдущий бюджетный период и должны были завершиться в 2007-2008 году. По техническим причинам они немного затянулись, но в этом году надо их закончить. Еще один очень серьезный проект – строительство второй линии рельсов из Крустпилса в Скривери. В прошлом году по нему был заключен договор.
Кундзиньсала продолжает развиваться как порт и в будущем это будет очень сильная часть Рижского порта с точки зрения логистики. Там также много сделано, но пока больше со стороны порта. Мы же должны обеспечить только подъездную дорогу – порт даже взял на себя строительство моста через Саркандаугавское устье. Мы готовы работать над тем, чтобы там была хорошая пропускная способность.
А что с проектом левого берега Даугавы?
Это сложный вопрос. Если будет благоприятная среда для развития бизнеса, будут инвесторы, тогда можно будет говорить и о развитии нового бизнеса на острове Криеву. Но сейчас компании не готовы переезжать на левый берег. Любой переезд требует денег и новый терминал, который может быть построен, потребует огромных средств. В связи с этим возникает вопрос – как эти средства вернуть? И зачем, собственно, вкладывать их туда, куда можно и не вкладывать? Я не хотел бы давать окончательный прогноз развития этого проекта. Со стороны Железной дороги это станция Болдерая-2, со стороны порта – инвестиции в застройку острова Криеву. По-моему, этот проект еще долго не будет реализован. А те средства ЕС, которые предназначены как порту, так и LDz могут быть направлены на другие проекты.
Что сейчас происходит с развитием проекта постройки железнодорожной линии до Рижского аэропорта?
Сейчас проводятся исследования не только по этому вопросу, но глобально – что делать с сообщением в Риге и вокруг нее. Следует решить, соединит ли аэропорт с городом низкопольный трамвай или железная дорога. Но этот проект не является приоритетным и в ближайшее время реализован не будет – хотя бы по причине недостаточного финансирования.
Столь же грандиозные проекты – Rail Baltic и скоростной поезд Рига-Москва, который мог бы дополнить проект Rail Baltic и быть назван транспортным коридором между ЕС и Россией. Ни Эстония, ни Литва здесь и рядом не стоят. Если скоростной поезд будет пущен, то это обеспечит большой пассажиропоток, поэтому гораздо эффективнее можно будет использовать и Rail Baltic. Важно определить, откуда поступят средства на эти проекты. Они оба касаются самых высших эшелонов власти и являются серьезными государственными бизнес-проектами. Если они будут реализованы, то это даст огромные инвестиции в экономику Латвии. Для инвесторов это будет сигналом того, что здесь надежная среда.
В портах наблюдается большой рост благодаря контейнерным грузам. На железной дороге похожая тенденция?
В прошлом году мы действительно хорошо заработали на том, что перевозили минеральные удобрения из России и Белоруссии. Новые грузы, хоть и в небольшом объеме, но все же поступали. Была руда и металл. Это может немного компенсировать наши убытки. В этом году также предполагается, что могут сократиться поставки угля, потому что Россия открыла новые коридоры – с этим мы ничего не можем поделать. Следовательно, нужно искать новые грузы, чтобы восполнить эти потери.
Да, контейнерные грузы тоже актуальны и их объемы увеличиваются, но чтобы компенсировать большие сыпучие грузы, таких контейнеров надо гораздо больше. Эта тенденция очень позитивна – бизнес начался только в прошлом году, и в этом будет только развиваться. Грузы НАТО тоже для нас важны, но конкуренты – как эстонцы, так илитовцы – не дремлют.
Существует риск, что грузы можно и потерять?
Над этим вопросом активно работает правительство, не только Министерства сообщения, внутренних и иностранных дел. Литовцы тоже заявили, что могут перевозить эти грузы, но я думаю, что они немного блефуют. Мы не обеспечиваем всю железнодорожную сеть, а отвечаем только за территорию Латвии, за тарифы и организацию работ. Здесь важны также и тарифы России и Казахстана, а мы этими вопросами не занимаемся. Трудно комментировать. Но мне кажется, что скоро все снова станет на свои места и мы будем единственными, кто этим занимается.
В СМИ появилась информация о том, что на железной дороге сейчас создаются пробки из-за того, что из поставщик Litasco по сути заблокировал терминал Ventbunkers. Какаво ситуация на данный момент и как можно решить?
Железная дорога никак не может повлиять на этот конфликт. Ситуация такова, что простаивают не только цистерны, но и другие вагоны. Два года назад стояло около 90 составов, сейчас стоит 60. Случай неприятный: все это создает дополнительные убытки и нагрузку по охране грузов. Когда обстоятельства объективны – зима, грузы замерзают в вагонах и поэтому их трудно перегрузить – это все понятно, но в данном случае 30 составов брошены только потому, что владельцы терминала не могут между собой договориться. Мы от этого тоже не в выигрыше – вагоны, которые нам необходимы, не освобождаются. С одной стороны это дополнительная нагрузка для нашей инфраструктуры, с другой – остановились поставки новых грузов.
Ходят слухи о создании нового, сильного экспедитора, который соберет большой поток грузов и будет диктовать свои условия на рынке. Нечто похожее на то, как некогда работал LSF Holdings, частично принадлежавший Айвару Лембергсу. Для рынка это будет хорошо или плохо?
Сейчас я не могу это комментировать, потому что не вижу ни одной компании, которая могла бы претендовать на роль такого игрока. Сейчас у нас много экспедиторов. Если править балом будет кто-то один, то это станет невыгодно для нас. Однако если такой экспедитор на самом деле сможет привлечь грузы – будет совсем неплохо. Не думаю, то наша тарифная политика допустит, что такой большой игрок получит особые скидки, их можно получить только за дополнительные объемы.
Пресса сообщает о том, что над вашей головой «сгущаются тучи». Как вы считаете, существует ли возможность того, что вы потеряете должность? Вы видите проблемы в своей ежедневной работе? Есть ли изменения?
Перемены произошли в правлениях дочерних предприятий – с этими людьми я уже познакомился и у меня о них только положительные отзывы. Они могут только укрепить правление, и никаких проблем я в этом не вижу. Эти люди знают толк в сфере железной дороги. Сам знаю, что против меня есть одно дело, но ничего трагичного в этом я не вижу. Пусть это дело дойдет до суда – там ничего не будет. Но есть и другие учреждения, которые стараются найти что-то у меня и у других членов правления. Лично ко мне никто не обращался, поэтому сложно давать комментарии. Конечно, это создает дополнительное напряжение не только для меня, но и для всех остальных. Я считаю, что будет нечто подобное случаю с Latvenergo – большое шоу, а на деле – ничего. Кто от этого выиграет и кому скажут спасибо – я не знаю, воспринимаю это больше как политику.