На содержание латвийско-эстонской и латвийско-литовской пограничной полосы было незаконно потрачено не менее одного миллиона евро бюджетных средств и имущества. К такому выводу пришел Государственный контроль, оценивая затраты на содержание пограничной полосы между Латвией и Эстонией и Латвией и Литвой одновременно с ревизией устройства внешней государственной пограничной полосы.
Государственный контроль считает, что действия Государственной пограничной охраны и Государственного агентства обеспечения со средствами государственного бюджета не были ни законными, ни эффективными. Кроме того, под надзором Государственной пограничной охраны производились платежи за работы, которые вообще не были выполнены или в отношении необходимости проведения которых возникли сомнения.
Министерство внутренних дел, которое отвечает за разработку и реализацию Политики по охране государственной границы Латвии, а также Государственная пограничная охрана, задачи которой включают содержание государственной пограничной полосы, несут прямую ответственность за разработку нормативной базы для содержания латвийско-литовской и латвийско-эстонской пограничной полосы.
На данный момент виды работ по обслуживанию внутренней границы, которые должны быть определены Кабинетом министров, Государственная пограничная охрана определила в своих внутренних нормативных актах. В то же время Государственная пограничная охрана в технических спецификациях для закупки услуг по обслуживанию внутренней границы установила такие требования, которые не вытекают из нормативных актов или международных соглашений, заключенных с Литвой и Эстонией. Государственный контроль считает установленные требования несоразмерными, поскольку на внутренней границе не нужно предпринимать такие меры по защите государственной границы, как на внешней границе. Кроме того, такие виды работ, как очистка верхнего слоя почвы от обрастания путем фрезеровки, распиловки, рубки или обрезки деревьев, кустарников, пней, их побегов, в период с 2016 по 2019 год были заказаны и оплачивались в течение нескольких лет. Полный объем работ также распространяется на те участки границы, которые проходят вдоль рек или водоемов.
Порядок Государственной пограничной охраны, согласованный с Министерством внутренних дел, не предусматривает проведение работ в местах, где граница проходит по рекам или водоемам. Тем не менее, Государственная пограничная охрана предусмотрела такие работы в спецификациях государственных закупок.
Оплачивая такие работы, Государственная пограничная охрана допустила незаконное использование средств государственного бюджета и нанесла государству ущерб по крайней мере в размере 680 626 евро.
Примечательно, что ни в одной из закупок, организованных в период с 2016 по 2019 год, Государственная пограничная охрана не определила конкретные виды и объемы работ, которые должны быть выполнены на определенных участках границы. Чтобы сделать предложение, участники тендера должны были самостоятельно осмотреть пограничную полосу и ознакомиться с условиями, при которых следовало бы выполнять работы. Участники тендера подавали предложения на общую сумму в соответствии с их пониманием объема проводимых работ, но не указывая точно, какие виды работ из указанных в технической спецификации будут выполнены и в каком объеме они будут выполнены на конкретном участке границы.
Следовательно, должностным лицам Государственной пограничной охраны, принимающим работы при сдаче, не совсем понятно, какие работы и в каком объеме следует проводить на каждом участке границы. По сути, Государственная пограничная охрана оплачивает любой счет, представленный подрядчиком.
На основании выборочных проверок ревизоры обнаружили, что в ущерб государству было выплачено более 27 тысяч евро за фактически невыполненные работы. Например, Государственная пограничная охрана заплатила за очистку верхнего слоя почвы от деревьев и их корней в Ипики, хотя в ходе обследования участка ревизоры все еще обнаружили пни деревьев. Фактически Государственная пограничная охрана оплатила фактически невыполненные работы на участке пограничной полосы в Звартава и части участка границы в Валкской волости, где граница приблизительно 25 километров проходит по середине реки Гауя. На этом участке границы не было необходимости очищать верхний слой почвы от обрастания и фрезеровать его.
Читайте также: 7,14 млн потрачены незаконно при обустройстве границы Латвии и России
На пограничной полосе между Латвией и Эстонией должностные лица Государственной пограничной охраны действовали небрежно и нанесли ущерб государству, не ведя учет государственной собственности. В ходе ревизия было невозможно определить, сколько лесоматериалов было заготовлено в результате проведенных работ по устройству внутренней границы, но на обследованном участке государственной границы в Ипики, где на момент ревизии еще были выявлены пни деревьев, выяснилось, что не были учтены и пропали лесоматериалы стоимостью минимум 3.612 евро.
Для замены старых пограничных знаков на внутренней границе Государственное агентство обеспечения в 2018 году провело открытый конкурс. В нарушение требований нормативных актов и требования Положения о конкурсе о том, что единственным критерием оценки является самая низкая цена, из двух возможных предложений по части предмета закупки «Замена пограничных знаков на границе Латвийской Республики и Эстонской Республики», победившим признано предложение, которое на 327.081 евро дороже. Это нанесло ущерб государству и нарушает требование Закона о предотвращении растраты финансовых ресурсов и имущества юридического лица публичного права, согласно которому действия юридического лица публичного права должны быть законными и направленными на то, чтобы их цель достигалась с наименьшим использованием средств.