Задержание в начале сентября российской спецслужбой сотрудника эстонской службы безопасности вызвало дискуссии о том, а возможно ли нечто подобное и на латвийской границе. Вдоль границы вкопаны пограничные столбы, однако юридические формальности о закреплении границы, которыми Латвия должна заниматься вместе с российской стороной, до сих пор не завершены.
Как утверждают в Министерстве обороны — Россия временно остановила этот процесс якобы из-за нехватки денег, сообщает телепередача Nekā personīga.
Техническое обеспечение у наших пограничников хуже, чем у соседей в Литве и Эстонии. У нас старые сенсоры движения и камеры, которые регулярно выходят из строя. Пограничникам самим приходится косить траву и сколачивать деревянные мосты, чтобы они вообще могли добраться до латвийско-российской границы. На модернизацию запрошено 18 млн евро. Но начальник погранохраны не исключает, что этих денег могут и не дать.
Вилякские пограничники отвечают за более чем половину от 246 км латвийско-российской границы. В их ведении 138 км. Граница проходит через леса, болота и реки. Пограничникам много где приходится идти пешком, так как территория вдоль границы напоминает непроходимый лес.
Латвийские пограничники уже привыкли к нехватке денег на содержание границы. Поэтому они подходят к проблеме творчески. Сами сколачивают полы из досок над болотистыми местами, косят траву, чистят прогалины. Местные электрики тоже помогают: не выбрасывают старые столбы ЛЭП, а отдают пограничникам на строительство таких мостов.
После восстановления независимости границу пометили самодельными кольями и лентами с предупреждающими надписями. Латвийско-Российский пограничный договор обе страны подписали в 2007 году, и только год назад в землю были вкопаны последние пограничные столбы. Но это не означает, что граница определена. Впереди длинная и сложная юридическая процедура, чтобы все это закрепить в документах и на картах. Для выполнения этой работы необходимо сотрудничество специалистов обеих стран. Пограничными документами занимается специально созданная комиссия. С нашей стороны это контролирует МИД, а руководит почетный консул Латвии в С.-Петербурге Ирина Мангуле. Как свидетельствуют последние протоколы рабочей группы, российская сторона, возможно, заморозит работу на границе с Латвией.
«Работа зависит от того, сумеют ли обе стороны договориться о продолжении работы. Российская сторона сказала, что у них на данный момент нет финансирования, чтобы продолжать эту работу. Мы же, со своей стороны, насколько я знаю, подготовили картографический материал. Но везде нужны соглашения. Конечно, у российского оборонного ведомства достаточно денег — мы это видим: на оборонные нужды они выделяют 4% от ВВП. С другой стороны, у санкций свой эффект, и возможности, которые до этого были у России, уменьшились. Спекулировать не буду… Есть места, где они могли бы найти деньги, если б захотели», — рассказывает госсекретарь Министерства обороны Янис Сартс.
«В основном это не столько вопрос денег, сколько чисто технический вопрос. Сотрудничество между Латвией и Россией. Хотелось бы побыстрее, но процесс идет так, как идет», — говорит министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс.
По финансовым или все-таки по политическим причинам работы по полному определению латвийско-российской границы грозят остановиться. Полиция безопасности в предыдущих отчетах предупреждала об угрозах, которые может создавать соседняя Россия.
«По оценке Полиции безопасности, украинский конфликт наглядно показывает, что безопасность границ, как и внутреннюю безопасность, тоже нужно укреплять, как, впрочем, и систему государственной обороны в целом», — говорит представитель Полиции безопасности Кристине Апсе-Круминя.
То, что мы можем делать сами — укреплять границу с латвийской стороны. Литва и Эстония в этом плане впереди нас. Эстония внедрила современную сенсорную систему, которая даже самостоятельно может идентифицировать нарушителей границ. Литва строит на границе забор и устанавливает новую видеотехнику, которая соединена с новейшими сенсорами движения. У Латвии проект модернизации пока что только на бумаге: на территории управления Варакляну запланированы четыре новых моста, 60 км понтонных мостов и 80 км забора. Начальник погранохраны Нормундс Гарбарс надеется на бюджет следующего года. Хотя и понимает, что потребностей у государства больше, чем возможностей.
Около 80 пойманных нарушителей границ — такова статистика этого года.
«Конечно, никто не может прогнозировать, как будет развиваться конфликт на Украине и когда он закончится. И как далеко зайдет. Также невозможно полностью исключить ситуацию, что наша граница ощутит усиленное давление именно в плане беженцев… Нам нужно быть к этому готовыми», — говорит министр внутренних дел Рихардс Козловскис.
Ref: 102.112.112.1523