Предприятия ряда отраслей в настоящее время сталкиваются и могут столкнуться со значительной нехваткой сырья, например, нехваткой металла или зерна для производства продуктов питания, а также нехваткой другого сырья из-за военной агрессии и связанных с ней санкций, введенных против Российской Федерации и Республики Беларусь.
Совет по конкуренции (СК), принимая во внимание текущую ситуацию, поясняет, что предприниматели, независимо от отрасли, вправе совершать совместные закупки сырья для поставок в Латвию, чтобы приобрести большее количество товаров и таким образом получат выгоду не только сами предприниматели, а их клиенты и потребители получат более низкую цену или качественное предложение товаров. Однако, чтобы обеспечение совместных и согласованных действий предпринимателей при закупке товаров не нарушало закон о конкуренции, им необходимо оценить соглашение. Учитывая, что каждая ситуация индивидуальна, совет предлагает воспользоваться консультацией СК.
СК обращает внимание на то, что такое соглашение между компаниями не должно содержать скрытых условий и ограничений, выходящих за рамки обмена информацией, необходимой для организации конкретной совместной закупки.
Например, предпринимателям запрещается договариваться о разделе клиентов или рынка, а также в дальнейшем координировать свою деятельность на смежных рынках в отношении приобретаемого товара, например, планируя дальнейшие торги. Предпринимателям также запрещается договариваться о цене перепродажи приобретаемых товаров и заниматься иной деятельностью, выходящей за рамки необходимой для совместных закупок и направленной на ограничение конкуренции в ущерб потребителям. Ограничения такого рода могут быть расценены как направленные против конкуренции в соответствии с условиями статьи 11 Закона о конкуренции и статьи 101 Договора о функционировании Европейского союза.
Сделки по совместным закупкам обычно оказывают влияние на оба рынка, указывают в СК.
Во-первых, на конкретный рынок закупок. Во-вторых, на рынок сбыта, т.е. подчиненный рынок, где в качестве продавцов выступают стороны сделки совместной закупки. Соответственно, при заключении соглашения о совместной закупке необходимо учитывать влияние условий этого соглашения на все затрагиваемые рынки.
Если предприятия не борются за власть на рынке, тогда соглашение о совместных закупках не вызовет потенциальных проблем с конкуренцией. В свою очередь, если совокупная власть предприятий на конкретном рынке превышает 15-процентный порог рыночной доли, тогда СК рекомендует участникам рынка произвести индивидуальную оценку их соответствия критериям эффективности и потребительской выгоды, указанным во второй части статьи 11 Закона о конкуренции.
Председатель Совета по конкуренции Юрис Гайкис: «Совет по конкуренции осознает, что для предпринимателей это время полное испытаний, в том числе столкнувшись с нехваткой различного сырья. Соглашения о сотрудничестве, реализуемое конкурентами, обычно выгодны сторонам соглашения, их клиентам, а также потребителям, поэтому они не только допустимы, но и поддерживаются законодательством о конкуренции. Однако, чтобы убедиться, что конкретные соглашения, направленные на преодоление кризиса, совместимы с законодательством о конкуренции, предлагаем проконсультироваться с нашими экспертами».
Учитывая тот факт, что обязанность по соблюдению законодательства о конкуренции лежит, прежде всего, на самих участниках рынка, СК предлагает сторонам соглашения заранее проконсультироваться с СК уже в процессе разработки условий соглашения или составления проекта в случае возникновения недопониманий, связанных с применением законодательства о конкуренции. Поскольку каждый случай рассматривается индивидуально и с учетом специфики конкретной ситуации, СК обращает внимание на то, что в соответствии с частью третьей статьи 11 Закона о конкуренции участники рынка имеют возможность подать отчет о предлагаемом соглашении в СК и получить решение о соответствии подданного соглашения правилам конкуренции.