Завершив начатое по просьбе Министерства образования и науки исследование рынка учебной литературы в Латвии, Совет по конкуренции (СК) пришел к выводу, что нарушений в области конкуренции на этом рынке не наблюдается. В то же время СК отмечает: чтобы учебную литературу можно было приобрести по более низкой цене, на уровне самоуправлений или государства надо использовать существующие возможности закупки их без наценки для розничной торговли, а также необходимо продолжать искать решения по содействию конкуренции на рынке учебников.
Как отмечает СК, в ситуации, когда публичного финансирования недостаточно, важно, чтобы школы закупали учебную литературу оптом, тем самым избегая розничной наценки, которая на учебную литературу колеблется в пределах 20-70%. О неиспользованных возможностях покупки книг без наценки свидетельствует большой объем книг, который издательства продают книжным магазинам.
Учитывая, что в 2010-2012 году некоторые латвийские издательства продали книжным магазинам от 30 до 60% выпущенных учебников, СК сделал вывод, что и школы, и индивидуальные покупатели (родители) переплачивают за учебные книги, не используя более дешевые варианты оптовой закупки и покупки через Интернет. Поэтому в дальнейшем, чтобы увеличить объем литературы, закупаемой по более выгодной цене, на уровне государства или самоуправлений должна быть рассмотрена возможность централизованной закупки учебных материалов.
Оценив ситуацию на рынке, СК отметил, что, несмотря на небольшую конкуренцию и присутствие на рынке одного явно выраженного лидера, нарушений прав в области конкуренции не отмечается.
Согласно данным проведенного исследования, в 2007 года круг издателей в Латвии почти не изменился – на рынке работают ООО Apgāds Zvaigzne ABC, ООО Izdevniecība RaKa, ООО Lielvārds, ООО Izdevniecība Pētergailis, ООО Mācību Grāmata, ООО Retorika A и Latviešu valodas aģentūra (Агентство латышского языка), кроме того появилось новое издательство – Turība. Конкуренция обострилась только в сегменте книг по изучению иностранных языков, поскольку в Латвии появились и распространились книги таких издательств, как Longman и Oxford.
Несмотря на то, что на рынке выпуска учебной литературы существует довольно много препятствий, указаний на то, что выпуск учебников является нерентабельным бизнесом, нет. Оценка показателей прибыли с 2009 по 2011 год показала, что большинству издательств прибыль принес именно выпуск учебников.
Ref:103.108.108.1807