Агентство Standard & Poor’s сообщило, что ожидает гражданского судебного иска от правительства США, требующего признать, что завышение рейтингов ипотечных облигаций стало одной из причин финансового кризиса.
В сообщении S&P говорится, что федеральные регулирующие органы недовольны тем, что долговые обязательства, обеспеченные кредитами на покупку недвижимости, в 2007 году имели наивысший рейтинг, а когда кредиты перестали возвращаться, стоимость этих финансовых инструментов устремилась вниз.
Агентство считает, что претензии правительства не имеют под собой ни юридических, ни фактических оснований, сообщает ВВС.
О подготовке иска S&P уведомило министерство юстиции США, хотя в самом ведомстве от комментариев отказались.
К иску, помимо федерального правительства, могут присоединиться правительства нескольких штатов.
Гражданский иск, в отличие от уголовного дела, предусматривает менее жесткие критерии доказательства и, в случае поражения, может обернуться для рейтингового агентства штрафом или ограничениями на ведение бизнеса.
В понедельник, 4 февраля, акции владельца S&P – издательско-медийной группы McGraw Hill – подешевели на Уолл-стрит на 14%, а стоимость акций рейтингового агентства Moody’s снизилась на 10%, отражая ожидания участников рынка, что эта компания станет следующим объектом внимания регуляторов.
Ипотечные облигации представляли собой сложные финансовые инструменты, обеспеченные тысячами объектов жилья, которые выступали залогами по ипотечным кредитам.
В задачу рейтинговых агентств входило оценивать вероятность того, что покупатели жилья перестанут выплачивать кредиты, вследствие чего и ипотечные облигации перестанут приносить доход их держателям.
Высшие рейтинги ипотечных бумаг означали, что эта вероятность представлялась как уникально низкая, благодаря чему банки активно продавали эти финансовые инструменты по всему миру. При этом платежеспособность заемщиков детально не оценивалась, поскольку считалось, что в случае невыплаты по кредиту банк продаст дом и покроет свой ущерб за счет роста цен на жилье.
S&P в свою защиту говорила, что рейтинги – это не более чем субъективные мнения, и ссылалась на первую поправку к конституции США, защищающую свободу слова.
«Каждое ипотечное обязательство, на которое нам указывал минюст, независимо от нас получило такой же рейтинг от другого рейтингового агентства. Министерство юстиции заблуждается в своих попытках утверждать, что рейтинги S&P мотивировались соображениями коммерческой выгоды и присваивались недобросовестно», — говорится в заявлении компании.
С 2008 года, когда разразился финансовый кризис, рейтинговые агентства не раз подвергались критике со стороны инвесторов, политиков и регуляторов из-за того, что за рейтинги им платят эмитенты ценных бумаг, создавая почву для конфликта интересов.
От рейтинга сильно зависит объем денег, которые могут привлечь или занять эмитенты облигаций и иных ценных бумаг.
Ref: 105.104.104.3727