Выбор вузов в Латвии достаточно велик. У каждого желающего обучаться есть возможность выбрать учебные программы в 19-ти государственных и 15-ти частных вузах. В два раза больше студентов делают свой выбор в пользу государственных высших школ.
Опросив представителей тех высших школ, которые занимают первые строчки по количеству обучающихся в них студентов, представители государственных вузов считают, что главным преимуществом, которое они могут предложить студентам, по сравнению с частными высшими школами, это главным образом, бюджетные места, хорошее качество инфраструктуры и высокое качество обучения, а также высокие критерии оценки знаний на вступительных экзаменах и сам учебный процесс. Несмотря на то, что в Рижском университете им. Страдыня социальными программами не предусматриваются бюджетные места, все группы укомплектованы и нехватки студентов нет. Студенты платят за качество. Проректор учебной части Даугавпилсского университета Инара Каминска считает, что в частных школах главным образом присутствует одно направление — социальные науки. За счет этого и Даугавпилсский университет, и другие государственные вузы могут успешно конкурировать на рынке, предлагая очень широкий спектр обучающих программ. Госпожа Каминска также добавляет, что в большей части государственных высших школ есть уже годами сложившиеся традиции — школы и должны создаваться в академической среде. Преимущество в широком спектре программ подтверждают и другие представители государственных вузов. Проректор Латвийского сельскохозяйственного университета Арнис Мугуревичс отмечает и то, что некоторые программы, как, например, лесной факультет в LLU, вовсе являются монополиями.
В свою очередь, представители таких частных вузов, как Рижская высшая школа международной экономики и администрации бизнеса, Институт транспорта и связи, Высшая школа бизнеса Turība, своим преимуществом считают мультиязычные потоки — обучение можно получить на латышском, английском и, как, например, в TSI — на русском языках. Представительница бизнес-школы Turība считает, что существенным аспектом является небольшая дистанция власти, эластичность и более легкий доступ к руководству. В то же время частные вузы четко признают и свои минусы. Один из самых важных — это отсутствие возможности принимать участие в Европейских проектах именно по причине того, что ‘эти вузы не являются государственными. Все же руководитель качества обучения RSEBAA признает, что по сравнению с государственными вузами, частникам легче привлечь лекторов из других стран и обеспечить обучение на разных языках. В государственных вузах 30% студентов обучаются на бюджетных местах. Небольшое количество бюджетных мест частные вузы компенсируют скидками на обучение и различными стипендиями. В тоже время TSI подписал договор с предприятиями, которые на конкурсной основе выбирают студентов, которым оплачивают обучение и затем приглашают работать на данном предприятии. Таким образом институт улучшает качество обучения и борется с негативными отзывами в отношение частных школ.
Плата за обучение на бакалаврских программах в опрошенных вузах колеблется от 960 до 1 370 латов в год в частных вузах, и от 680 до 1100 латов в государственных. Вузы отмечают, что оплачивается качество образования. Его представители всех высших школ, несмотря на то, что критерии прохождения в вуз отличаются, оценивают как высокое. В частных вузах группы студентов создаются в основном соответственно количеству поданных заявок, предоставляя студентам также проверочный срок. в государственных вузах проводится серьезный отбор учащихся на вступительных экзаменах. Это тоже один из существенных аспектов, по которым частные вузы могут конкурировать с государственными.
Данные Министерства образования показывают, что в прошлом году, по сравнению с годом ранее, впервые произошло сокращение количества обучающихся. Однако в самих вузах этого не заметили. В связи со сложившейся в Латвии экономической ситуацией, студенты активнее претендуют на государственные бюджетные места или на скидки в частных вузах. Данные Министрества образования указывают на то, что в Латвии на каждые 10 000 жителей приходится по 492 студента. теперь это уже не самый большой показатель по Европе и миру, хотя этот результат держался все предыдущие годы.
Сокращение общего числа учащихся произошло на основании сокращения числа учащихся на платных программах неполного времени в государственных вузах (-24,9%) и на платных программах неполного времени в частных колледжах (-25,5%). Количество студентов на программах полного времени в государственных вузах и колледжах даже немного выросло (соответственно на 0,6% и 8,4%). Это отмечают представители вузов, акцентируя внимание на том, что в силу экономических условий, родители отправляют своих детей учиться на очное обучение полного времени, осознавая узкие границы рабочего рынка. Кроме того, необходимо принять во внимание что 80% студентов, обучающихся в частных вузах и колледжах, обучаются в одной тематической группе — это социальные науки. За последние 6-8 лет ситуация практически не изменилась, о чем свидетельствуют данные Министерства образования за 2009/2010 учебный год.
тем не менее, в опрошенных вузах признают, что востребованы не только социальные науки, в которые входят связи с общественностью, аудиовизуальные медиа и предпринимательская деятельность, но также и медицина, инженерные и компьютерные науки. При этом спрос повышается на те отрасли, которые государство в конкретные годы определяет как необходимые. Проректор LLU г-н Мугревичс считает, что предпринимателям, прежде, чем жаловаться на отсутствие хороших специалистов, надо показать, что профессия действительно востребована и имеет перспективы развития. Именно это сподвигнет молодых людей осваивать конкретную специфику.