До настоящего времени BNN воздерживался от публикации статей, присылаемых нашими читателями. Но среди приходящих писем стали появляться такие, которые представляют безусловный общественный интерес вне зависимости от того, соответствуют ли они позиции редакции. Наиболее значимые статьи посетителей ворталов BNN будут публиковаться под рубрикой «Своими словами».
Наши власть имущие настолько виртуозно научились выдавать черное за белое, что люди незаметно начинают верить в открытую ложь, как в чистую правду. Например, в качестве огромного достижения демократии преподносится решение Сейма отказаться от нынешней практики избирать ряд государственных должностных лиц путем тайного голосования.
В дальнейшем членов Президиума Сейма, омбудсмена, госконтролера, судей, руководителя Бюро по защите Конституции, Генерального прокурора, руководителя Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, а также руководителя Центральной избирательной комиссии, и еще кучу других чиновников будут избирать открытым голосованием. Демократией здесь и не пахнет. Совсем наоборот – происходит возвращение к тоталитаризму.
Теперь, например, сразу после голосования генеральному прокурору будет доступна информация о том, какой депутат проголосовал против него. Хотя, скорее всего, таких уже не будет. Кто захочет, чтобы из закромов была вытащена запылившаяся папка, и было начато очередное скандальное дело.
Вы скажете, честному человеку него бояться. Глупости! В нашем постсоветском пространстве до сих пор действует принцип – был бы человек, а статья найдется. В свое время мой знакомый, назовем его Мартиньшем, написал в высшие инстанции жалобу на начальника полиции своего края. За такое злоязычие против него было заведено дело о клевете. Конечно, было оно шито белыми нитками, и в конце концов мой знакомый избежал неприятностей. Почти….
В ходе расследования суд назначил ему психиатрическую экспертизу, и бедолага провел Рождество и Новый год в «оздоровительном» комплексе на Саркандаугаве между улицами Твайка и Аптиекас. После возвращения с проверок здоровья в этом психиатрическом центре, Мартиньш стал морально и физически немного дерганным, и «кляузы» больше не писал. Хочу лишь заметить, что если очень захочется, то подорвать репутацию любого непослушного депутата – проще простого.
Отмена тайного голосования чаще всего обосновывается борьбой с коррупцией. Опять наглая ложь. Теперь «денежным мешкам» будет еще проще, дешевле и надежнее выдвигать своих людей на должности. Уже не нужно покупать большинство депутатов, достаточно «договориться» с верхушкой фракций. Раньше, наоборот, на закрытом голосовании депутаты могли показать фигу коррумпированному руководству партии. К тому же, самые хитрые слуги народа приноровились деньги брать, а на закрытом голосовании голосовали как сердце подскажет.
Именно тайное голосование давало депутатам возможность голосовать по совести. Конечно, не секрет, что для многих голос сердца звучал из глубин кошелька. Однако я больше склонен доверять 100 депутатам, чем партийным политрукам, которые иногда даже не на улице Екаба заседают, но влияют на голосование своей фракции.
Возможно, кто-то наивно верит, что у олигархов больше нет власти. Да, Шкеле, Шлесерс изгнаны из Сейма, потому что народ не любит жадных. Однако Айвар Лембергс пока ещё твердо стоит на ногах.
Конечно, смешно, что собак спускают только на тех, кто мелькает перед глазами. Сейчас гораздо большую власть получили те богачи, которые все это дерьмо мешают, но сами в котел не лезут. Они, в основном, являются спонсорами партий, которые стоят у власти.
Правда, с приходом Затлерса в политику демократия нарастила обороты. Очевидно, что сейчас с появлением денежных мешков, свое слово могут сказать и менее важные «мешочники», а порой и вовсе «тряпичные мешочки». «Посмотрите, что происходит в государстве! Советники и их жены, любовницы и телохранители формируют правительство. Когда такое бывало раньше? Раньше хотя бы олигархи устанавливали правила игры, но это совсем другой уровень — они брали размахом, смотрели шире. А эти росли, смотрели что делали олигархи, и тоже так захотели»,– делится своими наблюдениями латвийский бизнесмен чеченсого происхождения Бислан Абдулмуслимов.
Ему вторит Янис Юрканс: «У власти — всяческие блатники. И в этом блате нет большой разницы между высоким постом, который был подарен сыну личного шофёра, и постом министра, подаренном какому-то Спруджсу».
К авторам этих цитат можно относиться по-разному, но, зная, насколько близко они стоят к политической кухне, нет оснований не верить их словам, циркулирующим в Интернете. Да, неприятно осознавать, что теперь при голосовании народный избранник будет нажимать ту кнопку, которую в ухо партийному фюреру нашептал какой-нибудь блатник.
Механизм открытого голосования при избрании высших должностных лиц оправдал бы себя, если хотя бы половина Сейма избиралась не по партийным спискам, а как собственно личности, индивидуальные кандидаты в депутаты. Это можно сделать, выделив в Сейме 50 мест в рамках пропорциональной системы, либо создав одномандатные округа. Тогда избиратели могли бы тормошить депутата вопросом: «Ты почему, сволочь, не проголосовал (или проголосовал) за Майзитиса?».
Подобная система парламентских выборов существует в Литве и Эстонии. Латвийская политическая верхушка постоянно получает от представителей Европейского союза рекомендации провести реформу избирательной системы. И как бы это ни было странно, но господа из Европы проявляют куда больше заботы о рядовых гражданах, чем местные бурмистры. Это было хорошо видно во время дискуссий о бюджете, в которых наши властители с пеной у рта отклоняли предложения представителей ЕС ввести прогрессивный налог и сократить урезание социальной сферы, увеличив, таким образом, нагрузку на более богатую часть населения.
Ясно, что существующая политическая элита до последнего вздоха будет сопротивляться переменам избирательной системе, потому что тогда в Сейм законно могут попасть люди, не зависящие от них. Это означало бы крах партий, удаленных от народа. Поэтому, пока голосование в Сейме зависит от положения большого пальца поднятой руки, решение об открытом избрании высших должностных лиц является просто глумлением над демократией. Отведав вкус власти, партийные бонзы хотят также отказаться и от закрытой процедуры избрания президента Латвии и судьи Конституционного суда. Прощай, демократия! Да здравствует диктатура партии!
Янис Эзитис
Ref: 000.108.101.524