Ушедший год был богат на события, которые разворачивались драматично, но к своему логическому исходу завершались не так уж и плохо. Вспомним главные из них.
ДЕФЛЯЦИЯ: состояние «ни то, ни сё»
В начале года нам пришлось вспомнить термины «дефляция» и «низкая инфляция», и не только вспомнить, но и прожить с этими явлениями весь год. Цены на товары и услуги в этот период либо снижались, либо росли минимально – в пределах десятых долей одного процента. Поначалу экономисты трубили о том, как это опасно и предупреждали о риске повторения японского сценария. Отсутствие инфляции в стране Восходящего солнца привело к большим проблемам в экономике и породило новый термин «потерянное десятилетие» — именно столько лет экономика Японии находилась в «коме». Но постепенно в еврозоне стали привыкать к тому, что цены не растут. Эксперты выражали надежду, что дефляция сохранится лишь в первой половине. Однако и во второй половине года ситуация кардинально не изменилась. Президент Банка Латвии Илмар Римшевич описал положение дел образно, заявив, что экономика Латвии находится сейчас в состоянии «ни то, ни сё», или «здоровой стагнации». А местные экономисты перестали драматизировать ситуацию и даже начали называть дефляцию «хорошей», так дефляция – это не обязательно вестник экономического апокалипсиса. Цены могут снижаться и по довольно благоприятным причинам. Например, за счет развития технологий. Возможность «хорошей» дефляции в небольших странах высока, и к Латвии это относится в полной мере, утверждали экономисты.
ВЗАИМНЫЕ САНКЦИИ: никто не хотел уступать
В нашем случае говорить о заметном развитии технологий как причине дефляции, конечно, преждевременно. В основе нулевого или минимального роста стоимости потребительских товаров и услуг – низкие цены на нефть и энергоносители, взаимные санкции России и ЕС, и вялое развитие экономики в еврозоне и ослабевшая российская экономика. Все это в полной мере отразилось на народном хозяйстве Латвии. В конце года Министерство иностранных дел опубликовало доклад, в котором в числе прочего, говорилось, что из-за введенного Россией продуктового эмбарго латвийская экономика в 2015 году не досчиталась 60 млн евро, или 0,25% от ВВП. С учетом убытков, связанных со спадом российской экономики, общий размер ущерба превышает 200 млн евро. Некоторые эксперты полагают, что показатели потерь латвийской экономики значительно занижены. Поскольку «недостачу» в 200 млн евро специалисты прогнозировали только в рыбоперерабатывающей промышленности Латвии из-за запрета экспорта в Россию шпрот. Еще 50 млн евро ущерба насчитали молочники, которым тоже пришлось пережить тяжелый год. А общие потери аграрного сектора оцениваются в 140 млн евро. И хотя ЕС приходится периодически предоставлять экстренную финансовую помощь то молокопроизводителям, то свиноводам, в декабре прошлого года по решению Совета ЕС санкции против России были продлены еще на полгода — до 31 июля 2016 года.
БЕЖЕНЦЫ: ясность
Еще одной долгоиграющей темой стал миграционный кризис и необходимость принимать беженцев. Тут, надо признать, хорошо уже то, что во второй половине года появилась ясность, которой не было в первом полугодии. В частности, стало известно, что Латвии потребуется разместить 531 беженца, а не 250 или 737, или 776. Кроме того, к концу года, наконец, был принят план приема беженцев. А чтобы они не очень задерживались в нашей стране или активнее включались в трудовую жизнь, пособие для них снижено до 139 евро. Впрочем, эксперты полагают, что мигранты, которые к нам приедут, не повлияют на латвийскую экономику, так как захотят поскорее перебраться в более богатые страны с более щедрой социальной системой, чем в Латвии. По некоторым расчетам, содержание одного беженца в первые девять месяцев обойдется в 1584 евро. Предполагается, что страны ЕС получат финансирование в размере 6000 евро за каждого принятого беженца, чего будет недостаточно, поэтому государству либо придется содержать беженцев, либо «выдавливать» их на рынок труда или в другие государства.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО В СОВЕТЕ ЕС: вечеринка удалась
В ушедшем году Латвия провела свое первое председательство в Совете Европы, которое длилось первые полгода. 30 июня полугодовая вахта в Совете ЕС официально завершилась. 1 июля Латвия передала пост председателя Люксембургу. Как отмечают некоторые эксперты, Латвии удалось не допустить крупных ошибок, но это скорее связано с опасениями «сделать что-то не так». Состоявший в мае саммит Восточного партнерства, который был частью программы председательства, не стал сенсацией, которой, возможно, кому-то и хотелось, но он и не был провальным, как в 2013 году в Литве. К тому же изначально и не планировалось, что на нем могут быть заключены исторические соглашения или приняты новые страны в состав ЕС. Латвия и особенно Рига в течение полугода своего председательства пользовалась спросом у иностранных туристов, которые компенсировали драматическое падение туристического потока из России. К нам ездили высшие должностные лица ЕС, журналисты со всего мира. Так что в целом «вечеринка удалась».
ГРЕЦИЯ: сиртаки для всей Европы
Единственное, что серьезно омрачило излет латвийского председательства, так это обострение проблем в Греции. Однако важное решение по греческой проблеме принималось во время председательства Люксембурга и после того, как в этой южно-европейской стране прошел референдум, на которой греки дружно проголосовали за то, что не хотят выплачивать долги международным кредиторам. Это было по-настоящему нервное время для всей еврозоны, однако в августе проблему все-таки удалось решить. Парламент Греции после долгих дебатов все же утвердил программу спасения экономики с принятым ранее меморандумом между Еврокомиссией, МВФ и Европейским центральным банком. В меморандум включены такие условия, как восстановление фискальной устойчивости, обеспечение финансовой стабильности, действие росту, конкурентоспособности и привлечению инвестиций. Особое внимание будет обращено на повышение эффективности государственного сектора. Меморандум о взаимопонимании планируется пересматривать каждый квартал, и очередной платеж Греция получит только тогда, если успешно выполнит все поставленные задачи. В итоге все страны еврозоны поддержали новую программу финансовой помощи Греции на общую сумму 86 млрд евро.
БЮДЖЕТ И НАЛОГИ: ирония судьбы и справедливость
А в Латвии 2015 год войдет в историю появлением нового налога солидарности, который будет взиматься по латвийским меркам с супер-богатых людей. Министерство финансов нарисовало такой портрет плательщика налога солидарности. Это человек, получающий в качестве зарплаты 4 тыс. и более евро в месяц, или от 48 тыс. до 75,3 тыс. евро в год. В Латвии таких работников только 4700 при общем числе трудоустроенных 800 тыс. человек. Им-то и придется платить налог солидарности. В представлении Минфина новый фискальный платеж устранит противоречие, состоящее в том, что определенный круг лиц может платить значительно меньшие налоги со своих доходов. И впредь налоговое бремя для всех плательщиков обязательных взносов социального страхования (ОВСС) будет одинаковым, поскольку не уплаченные ОВСС компенсируют за счет налога солидарности. В целом же, отстраняясь от интересов отдельных групп населения, и наблюдая за дискуссиями о бюджете на 2016 год и изменениях в налоговой сфере, было очевидно, что министры в отчаянии. Геополитическая ситуация, взаимные санкции плохо отразились на экономическом развитии страны, а потребности на оборонные нужды, здравоохранение, образование растут. И деньги на эти цели нужно откуда-то брать. Отсюда – и внезапные инициативы по изменению налогов и борьба за каждый евро при обсуждении размера минимальной зарплаты. Все свидетельствовало о хаосе и нехватке системного подхода, которые вызваны необходимостью сверстать жизнеспособный бюджет при хроническом дефиците средств в стране. Бюджет все же был утвержден, и премьер-министр Лаймдота Страуюма, выступая перед депутатами, назвала его самым справедливым бюджетом, сверстанным в интересах каждого жителя Латвии, чтобы в нынешних экономических условиях сбалансировать интересы различных групп общества и уменьшить неравенство доходов населения. Официальными приоритетами бюджета в 2016 году названы укрепление внутренней и внешней безопасности государства, улучшение доступности здравоохранения, улучшение качества образования. При этом ни учителям, ни врачам зарплаты не повышены, но выделено свыше 700 тыс. евро на повышение окладов премьер-министру, членам правительства, парламентским секретарям министерств, председателям парламентских комиссий и фракций. В среднем доходы вышеперечисленных лиц с 1 января повысились на 600-700 евро в месяц. То есть, фактически, на сумму зарплаты тех же врачей и учителей. Ирония судьбы заключается в том, что сама Страуюма уже не насладится в полной мере самым справедливым бюджетом и повышением зарплаты, поскольку в начале декабря сообщила, что уходит в отставку. До Нового года коалиционные партии так и не смогли выбрать другую кандидатуру премьера, поэтому в Новый год страна вступила с техническим правительством.