Несколько источников, которые поддерживали связь с убитым администратором неплатежеспособности Мартиньшем Бункусом, сказали телепередаче de facto, что самые серьезные разногласия на почве профессиональной деятельности были у Бункуса с другим администратором неплатежеспособности Марисом Спрудсом и предпринимателем Михаилом Ульманом.
Телепередача сообщает, что Бункус и Спрудс представляли разные лагеря администраторов неплатежеспособности, а с Ульмана Бункус пытался взыскать несколько миллионов евро. Ни Спрудс, ни Ульман не захотели отвечать на вопросы de facto.
Государственная полиция связывает убийство в первую очередь с профессиональной деятельностью. «Сейчас много разных мыслей насчет того, почему это случилось. Я думаю, что в будущем будет еще больше. Каждую из этих версий мы будем отрабатывать, пока не достигнем результата», — сказал начальник криминальной полиции Андрей Гришин.
Многие узнали о Бункусе лишь после его смерти, хотя он уже давно был вовлечен в «войны» между администраторами неплатежеспособности, подчеркивает телепередача.
В прошлом году выяснилось, что в закрытом Trasta komercbankа не хватает денег, чтобы заплатить всем вкладчикам. Поэтому ликвидатор Илмарс Крумс вел банк к неплатежеспособности и сообщил об отставке. Банковский надзор присмотрел на его место Армандса Расу, но потом Крумс передумал, отмечает в de facto.
Также в телепередаче рассказывается, что борьба за кресло администратора была поднята на политический уровень. Депутат Национального объединения Имантс Парадниекс подал поправки, которые фактически перечеркивают шансы Расы на попадание в банк. «Единство» было уверено, что поправки выгодны администратору неплатежеспособности Спрудсу, который вместе с Крумсом ликвидировал банк.
Ушедшая из политики Солвита Аболтиня в тот раз назвала Парадниекса «почтальоном Спрудса».
Исход борьбы администраторов за Trasta komercbankа решила Государственная полиция. Она задержала Спрудса и Крумса по делу о вымогательстве денег у кредиторов банка. Раса стал администратором неплатежеспособности и вместе с ним в банке начал работать Бункус, передает de facto.
Поэтому депутат Парадниекс связал тот факт, что его назвали почтальоном, именно с интересами Бункуса, отмечает телепередача.
Депутат ответственной за финансовую сферу комиссии Сейма Интс Далдерис («Единство»), который во время обсуждения поправок встречался с Расой, сейчас утверждает, что партия не лоббировала конкретных администраторов. «Наш протест был о том, что в третьем чтении пытались продвинуть поправки, которые влияют на актуальные процессы ликвидации. Мне кажется, что это очень не правильно», — говорит Далдерис и утверждает, что был не в курсе того, что Бункус будет участвовать в администрировании банка.
Весьма вероятно, что деятельность Бункуса в ориентированном на нерезидентов в банке могла вызвать недовольство как тех, кто должен банку, так и тех, кому банк не отдает вклады, комментирует de facto.
События последних месяцев вынуждают заключить, что администраторы заинтересованы и в банке ABLV, который в начале этого года «убил» доклад американского Минфина.
В телепередаче отмечается, что все, затаив дыхание, ждали, кому же достанется лакомый кусочек. Но банк сообщил о самоликвидации и назначил своих ликвидаторов. Однако вздыхать с облегчением было рано. Банковский надзор откладывает и откладывает свое «да» подготовленному банком плану ликвидации и подогревает слухи о том, что ликвидатор может быть назначен со стороны.
Был ли Бункус против самоликвидации банка? Неопровержимых доказательств не предъявлено. Однако присяжные адвокаты в марте подготовили список из десяти потенциальных ликвидаторов. Вторым среди них упомянут застреленный Бункус, который сам участвовал в отборе специалистов, отмечает de facto.
Депутат Сейма Имантс Парадниекс считает, что затягивание с решением в случае с ABLV является «безответственным топтанием на месте». Депутат надеется, что владельцам банка позволят самим ликвидировать банк и это не будут делать «какие-то шакалы, которые сидят в окопах и ждут, когда можно будет что-нибудь растерзать».
То, что Парадниекс хочет самоликвидации банка, может иметь еще одно объяснение. Командой ликвидаторов банка может руководить Элвийс Веберс, который баллотировался на трех выборах по списку националов и работал в бюро адвоката Айгарса Лусиса. Бывшего генерального секретаря Национального объединения Лусиса объединяют со Спрудсом два уголовных дела.
Телепередаче de facto известно, что Бункус сотрудничает со следователями по уголовным процессам, в которых фигурирует Спрудс.
«Мне с вами не о чем говорить» — сказал по телефону бывший администратор Спрудс и положил трубку.
По сравнению с банками гораздо прозаичнее является процесс неплатежеспособности бывшего оптового торговца сахаром, шоколадом и кондитерскими изделиями Rego Trade. Бункус администрировал его последние десять лет и пытался взыскать деньги с бывших руководителей, включая предпринимателя Михаила Ульмана.
Отчасти ему это удалось. В прошлом году суд постановил, чтобы Ульман и другие фигуранты выплатили предприятию более 700 тыс. евро. Телепередаче de facto известно, что 19 октября Ульман лично перевел всю сумму с принадлежащего ему Latvijas Pasta banka.
Однако на прошлой неделе Ульману удалось добиться того, что дело снова открыли. Верховный суд посчитал, что не оценены новые обнаруженные обстоятельства и указал на вероятность того, что администратор Бункус допустил нарушения, утаив сведения о нескольких документах, говорится в телепередаче.
«Администратор не сказал ни «да», ни «нет». Не давал четкого ответа о том, есть ли эти документы у него или у полиции и существуют ли они вообще. Он фактически уклонялся от ответа. И по мнению Верховного суда, такое уклонение от ответа администратора как государственного должного лица недопустимо», — комментирует решение, которое позволяет вновь открыть дело, судья Айгарс Струпишс.
De facto связалась с представителем Ульмана, который ответил, что клиент никаких комментариев не даст. Причину отказа Ульман объяснил так: о мертвых говорят либо хорошо, либо ничего, а хорошего сказать нечего.
Убийство администратора означает, что Rego Trade придется назначать нового администратора неплатежеспособности, которому предстоит решать — продолжать ли судиться с Ульманом, в том числе по еще одному нерешенному делу на более чем миллион евро, отметила телепередача.