Вентспилсская дума вынесла на общественное обсуждение детальное планирование части территории местечка Сталдзене, уточним, которая находится на побережье Балтийского моря и охватывает 50 гектаров земли в дюнной зоне. Жители города начали подписную кампанию против вырубки леса Сталдзене.
Сталдзене — бывший рыбацкий поселок, еще в советское время вошел в черту города Вентспилс. Красивый обрывистый берег моря, дюны, сосновый бор, близость озера Бушниеки сделали Сталдзене привлекательным для отдыха и строительства дачных домиков. Однако, дюнная зона долгие годы была неприкасаема для какого-либо строительства. О том, что у земли есть владельцы, свидетельствовали запретительные знаки, предупреждающие, что это частные владения.
Так что выйти на обрывистый берег Сталдзене можно было только в одном определенном месте — Сталдзенском пляже, оборудованном частичными удобствами: автостоянкой, туалетом, раздевалкой, скамейками и информационным стендом. Пару лет назад общественность подняла вопрос о благоустройстве Сталдзенкого пляжа, чтобы он, как и городской пляж, мог претендовать на Синий флаг. Однако пояснения Андриса Каусениекса, директора Коммунального хозяйства, остудили пыл любителей пляжного отдыха: не проведен водопровод, не доступна питьевая вода, и вообще, оснащение пляжа спасательной службой и другими атрибутами Синего флага слишком дорогостоящий проект, требующий соответствия 29 критериям; к тому же Сталдзенский берег может вместить не более 2000 человек, тогда как городской пляж вмещает 20 000 и более. Самым весомым оказался аргумент, что во время шторма волны доходят до отвесного берега, смывая все на своем пути.
Море против Сталдзене
Большой бедой Сталдзене являются морские бури, которые размывают его отвесный берег, считающийся самым высоким отвесным берегом Латвии. Его высота составляет 19 метров, и он включен в сеть охраняемых территорий европейского значения Natura–2000.
По прогнозам доктора геологии Яниса Лапинскиса, самой большой проблемой на морском побережье считается эрозия и отступление берега. Согласно стандартам и методики оценки, принятой в ЕС, побережье Сталдзене ежегодно теряет более 2 метров суши. По прогнозу проф. Гунтиса Эберхарда в течение последующих 50 лет размыванию в районе Сталдзене будет подвержена полоса шириной от 30 до 100 метров.
Интересные факты привела историк Вентспилсского музея Ингрида Штрумфа, рассказав о костно-туберкулезном детском санатории, который был построен в 1900 году недалеко от Вентспилса в сторону Сталдзене. Так как море слишком резко размывало Сталдзенское взморье, здания бывшего санатория были снесены уже в 1920 годах, а его фундамент давно обрушился в море.
Разрушительная буря 2001 года нанесла большой урон Сталдзенскому побережью, но именно ей мы обязаны удивительной находке, известной как Сталдзенский депозит. Найденные бронзовые ювелирные украшения — около 5,5 кг относились к бронзовому веку, и зарыт клад был 2,5 тысячи лет назад. Археологическая находка подтвердила уникальность прибрежной полосы Сталдзене.
Современный Сталдзенский депозит
Никаких мероприятий по укреплению прибрежной полосы Сталдзене Вентспилсская дума не проводила, дорогостоящее это дело. Своими силами сталдзенские рыбаки пытались укрепить берег строительным мусором, мешками с песком, камнями и т.д.
И вдруг, в спешном порядке, 21 сентября 2010 года на заседании думы, без обсуждения принимается проект по детальному планированию части территории Сталдзене. Не всего населенного пункта, а именно той его части, которая занимает 50 гектаров и входит в защитную полосу побережья Балтийского моря.
Согласно проекту, детальное планирование осуществляется для развития и благоустройства побережья Сталдзене, что предполагает создание публично доступных территорий, а также жилищное и коммерческое строительство. Возникает вопрос: если за 20 лет самоуправление Вентспилса не построило в городе ни одного жилого дома, какая нужда в том, чтобы сегодня осваивать «целину», где из 45 земельных участков застроены лишь единицы? Тем более, что известны прогнозы размывания берега Сталдзене в ближайшие 50 лет. Не уплывут ли вместе с берегом и проложенные коммуникации с домами? Какой еще сталдзенский депозит зарыт в тех землях?
Ответ на этот вопрос, как можно было предполагать, весьма прост — эти земли с уже годящимися только под снос строениями принадлежат тем, кто так горячо печется об освоении этих территорий: Анри и Лиге Лембергсам, драгоценным детям драгоценного мэра Вентспилса, и господину Дайнису Плуме — заведующему Службы территориального планирования и землеустройства Вентспилсской городской думы. Конкретней: г-ну Плуме принадлежит незастроенная недвижимая собственность общей площадью 9 733 кв.м, а детям мэра — 2 участка земли, общей площадью 37 996 кв.м. Таким образом, вопросы излишни – налицо чистой воды конфликт интересов.
Золото Сталдзене
Для осуществления детального планирования части Сталдзене дума проводит конкурс, который выигрывает фирма WestHaus, членом правления которой является уже знакомый нам Дайнис Плуме. Творческую работу фирмы по территориальному планированию оплачивает заказчик-дума, хотя владельцы дачных участков в Сталдзене должны оплачивать проекты благоустройства исключительно из личных средств.
Так что же такое предложила дума для общественного обсуждения, с чем так категорично не согласна общественность?
В защитной полосе планируется построить дороги от 10 до 20 м шириной, велодорожки, пять (!) автостоянок на 300 — 400 мест, а также провести канализацию, водопровод, построить локальные подземные очистные сооружения и т.д. Перечень планируемых удобств для эксклюзивных участков можно продолжить, но останавливает одно обстоятельство: удобства цивилизации планируется осуществить в дюнной зоне, охраняемой законом о защитной полосе.
Три автостоянки планируется разместить в непосредственной близости от Сталдзенского пляжа, для двух других потребуется произвести трансформацию (считай — вырубку) лесного массива. Неужели, из-за честолюбивого желания сделать Вентспилс и Сталдзене Меккой для туристов, будут поставлены под реальную угрозу исчезновения «зеленое золото» Сталдзене – вековые сосны и уникальный биотоп. И тогда возможен такой сценарий: что не совершила природа, довершит вмешательство человека.
Надежды на компетентный вердикт управляющего латвийским лесным хозяйством предприятие Latvijas Valsts meži (LVM), дающего разрешение на вырубку леса, весьма призрачны. Доказательство тому — аудиторская проверка предприятия, которую провела международная организация Forest Stewardship Council (FSC, Лесной попечительский совет), и на основании которой в июле 2010 года было остановлено действие международного сертификата, выданного Latvijas Valsts meži (LVM). Аудит FSC подтвердил, что предприятие LVM не соответствует высоким экологическим, социальным и экономическим стандартам.
Красная линия
На данном этапе общественного обсуждения документа не поднимался вопрос о потенциальном инвесторе, если таковой имеется, или любом другом источнике финансирования, а также возможной сумме расходов, которая потребуется на реализацию столь деликатного и эксклюзивного строительства. Есть предположение, что договоренность о финансировании имеется, иначе для чего в такой спешке принималось решение о детальном планировании части(!) Сталдзене.
Общественное обсуждение детального планирования части Сталдзене завершится 3 февраля текущего года. Предсказать его итог не представляется возможным, потому как опыт предыдущих общественных обсуждений подтверждает, что принимается те решения, какие выгодны определенным членам думы, или ее хозяину.
Например, весной 2011 года общественность высказалась против выделения Вентспилсскому Свободному порту 100 гектаров лесного массива для создания промышленной зоны, что фактически означало вырубку леса. Мнение общественности не было принято во внимание. И 13 января этого года дума приняла решение «Об утверждении окончательной редакции Территориального планирования города Вентспилс (2006 — 2018) с поправками». Согласно принятым поправкам «под топор» попадает сосновый бор, но зато расчищается место для возможного строительства еще одного терминала. Ведь упомянутая территория находится в непосредственной близости от предприятий АО Ventspils Nafta и ООО Ventspils Nafta Termināls.
Однако, решения Вентспилсской думы — это еще не последняя инстанция в принятии решений. Проекты должны пройти согласования и утверждения на уровне Министерства экономики и Министерства защиты среды и регионального развития. Будут ли предприняты реформаторские шаги — покажет дальнейшее развитие событий.
BNN будет внимательно наблюдать за всеми решениями, которые повлияют на судьбу Сталдзене.
Ref: 012.000.101.928