Информационное агентство BNN продолжает публиковать журналистское расследование «Как жители столицы Латвии становятся заложниками денежных мешков». 26 июля 2011 г. Рижская дума без дебатов приняла решение строить на острове Кундзиньсала терминал по перевалке и хранению минеральных удобрений вблизи с терминалами, оперирующими со сжиженным газом, нефтепродуктами, химическими веществами. Это означает, что в течение года через весь город железной дорогой будет перевозиться 1 050 000 тонн аммиачной селитры, а в нескольких километрах от центра Риги будет храниться 90 000 тонн селитры. В Европе нет портов, где было бы разрешено хранить более 5 000 тонн.
Как известно, аммиачная селитра не только пожаро и взрывоопасна, но и является основным компонентом взрывчатых веществ, активно применяемых террористами по всему миру. И эта взрывчатка уносит жизни людей не только в таких далёких от Латвии странах, как США, Филиппины, Афганистан, Пакистан, Индия, но ее убийственная сила всё чаще проявляется на европейском континенте: в Великобритании, Испании, Турции, России, и последний случай – 22 июля террорист взорвал начинённый аммиачной селитрой автомобиль в квартале правительственных зданий в столице Норвегии.
В первой части журналистского расследования «Когда удобрения превращаются во взрывчатку» (часть первая, часть вторая), опубликованного на порталах bnn-news.com, bnn.lv и bnn-news.ru, рассказывалось, какой смертельной опасности подвергает Рижская дума жителей страны. BNN приступает к публикации второй части журналистского расследования.
Впервые идея о строительстве в Риге терминала минеральных удобрений в публичном пространстве громко прозвучала 29 января 2009 г. на пресс-конференции мэра… Вентспилса Айвара Лембергса, который к этому времени уже не мог лично влиять на распределение прибыли от работы терминала калийных удобрений «Kālija parks» в городе, где мог считать себя герцогом Екабом II. Эту идею развил вице-мэр Риги и председатель правления Рижского свободного порта Айнарс Шлесерс. Именно он был министром сообщения, когда Латвийская железная дорога установила на перевозку калия из Беларуси в Вентспилс такие высокие тарифы, что порядка 1 500 000 тонн грузов повернули из Латвии на Литву, в порт Клайпеда. Лембергс горячо поддержал это решение.
Шлесерс намеревался разорвать договор аренды с компаниями, оперирующими в Рижском порту на территории, которая приглянулась инициаторам превращения Риги в бомбу замедленного действия. В отличие от существующей практики следования процедурам, когда вопросы отвода государственной земли под частный бизнес решаются годами, в этом случае всё произошло с фантастической быстротой, и к середине 2010 г. не только был заключён договор о создании терминала минеральных удобрений — ООО «Riga fertilizer terminal» (RFT), но этой компании на 45 лет были отданы в аренду свыше 13 га государственной земли, записанных в Земельной книге на Министерство сообщения. Этот воистину золотой участок был отнят у предыдущего арендатора, ООО «Nacionālais Konteineru Termināls» («Национальный контейнерный терминал).
С латвийской стороны соучредителем RFT было ООО «Rīgas tirdzniecibas osta», или RTO («Рижский торговый порт»), с российской — объединенная химическая компания «Уралхим» в лице своей дочерней компании «URALCHEM FREIGHT LIMITED».
В журналистском расследовании подробно рассказывается о том, как, начиная с 30 декабря 1995 г., бывший государственный порт столицы Латвии перешел в частные руки, и BNN не только называет тех, кому принадлежат эти руки, но и показывает, чьи личные интересы могли отстаивать высокопоставленные в то время политики и предприниматели.
Так, к клану Лембергса, среди прочих, могли принадлежать следующие персоны, фактически отнявшие Рижский порт у рижан (должности указываются по состоянию на тот период):
Вилис Криштопанс. Премьер-министр, лидер Союза зеленых и крестьян.
Имант Сармулис. Управляющий Вентспилсским свободным портом, председатель Правления «Латвийское пароходство» («Latvijas kuģnieciba»), член Совета «Латвийские железные дороги» («Latvijas dzelzceļš»), член Правления Латвийской ассоциации транзитного бизнеса.
Иварс Сормулис. Председатель Правления «Балтийский экспресс» («Baltijas ekspresis»), Председатель Правления «Балтийский транзитный сервис» («Baltijas tranzīta serviss»). Брат Ансиса Сормулиса, вместе с Лембергсом обвиняемого Латвийским государством в совершении тяжких преступлений.
Владимир Соломатин. Вице-президент, заместитель председателя Правления «Латвийский нефтяной транзит» («Latvijas naftas tranzīts»), член Совета, председатель Совета «LatRosTrans», председатель ревизионной комиссии, член Совета, заместитель председателя Совета, председатель Совета «Вентспилская нефть» («Ventspils nafta»), член Совета «Латвийское пароходство») («Latvijas kuģniecība»).
К клану Шлесерса могли принадлежать:
Угис Магонис. Председатель Правления «Латвийские железные дороги» («Latvijas dzelzceļš»), до этого – советник министра сообщения Шлесерса. Акционер ориентированной на Рижский порт группы компаний «Ганза» («Hansa»). Член Правления находящейся под контролем Лембергса Латвийской ассоциация транзитного бизнеса.
Гунтис Мачс. Председатель Правления «LDz Cargo», до того — советник министра сообщения Шлесерса, заместитель госсекретаря министерства сообщения, председатель Совета «Латвийские железные дороги» («Latvijas dzelzceļš»), директор Департамента стратегического развития «Латвийских железных дорог» («Latvijas dzelzceļš»).
Гундарс Боярс. Мэр Риги, давший зеленый свет проекту передачи территории порта в частные руки, функционер партии Шлесерса.
Андрис Америкс. Почти 10 лет провел в управленческих структурах Рижского свободного порта. Председатель Комитета городского развития, председатель комитета по приватизации городского имущества во время «захвата» Рижского порта олигархическими кланами. Руководитель Рижского отделения шлессеровской партии LPP/LC. Был акционером «Вентспилская нефть» («Ventspils nafta») и «Латвийское пароходство» («Latvijas kuģniecība»).
К клану Шкеле могли принадлежать:
Айгарс Калвитис. Будучи премьер-министром, в 2006 г. собирался вывести значительную часть территории из границ Рижского порта, тогда у частной компании «Предприятие развития Новой Риги» («Jaunrīgas attīstības uzņemums»), оперирующей на этой территории, появилась бы возможность приватизировать десятки гектаров в центре Риги по праву первой руки, сэкономив порядка 60 млн. лат.
Янис Лейманис. Заместитель председателя Совета «Предприятие развития Новой Риги» («Jaunrīgas attīstības uzņemums»). Работал в латвийском отделении всемирно известной аудиторской компании «waterhouseCoopers», обслуживавшей принадлежавшего Шкеле холдинга «Ave Lat Grupa». Был членом Правления и Совета входящих в этот холдинг предприятий «Латвийски бальзам» («Latvijas balzams»), «Рижские вина» («Rīgas vīni»), председателем Правления принадлежащей Шкеле «New Technology and Business Development Corporation». Купил и перепродал дочкам Шкеле национальную спортивную базу «Рижский дворец спорта» («Nacionālā sporta bāze Rīgas sporta pils»). А они перепродали недвижимость эстонцу Урмасу Сорумаа, заработав на этом порядка 18 млн. латов.
Валтерс Мазиньш. Председатель Совета находящегося в порту «Рижский центральный терминал» («Rīgas centrālais termināls»), председатель Правления «Предприятие развития Новой Риги» («Jaunrīgas attīstības uzņemums»). До этого – член правления шкелевского «Латвийский бальзам» («Latvijas balzams»), председатель правления принадлежащих Шкеле «Рижские вина» («Rīgas vīni») и «Рижское пиво» («Rīgas alus»).
Кроме того, BNN располагает фактами, свидетельствующими об особых отношениях со всеми тремя латвийскими олигархами таких знаковых в стране лиц, как бывший министр экономики Ояр Кехрис, многолетний управляющий Рижским свободным портом Леонид Логинов, влиятельные предприниматели Гунтис Индриксонс и Ральф Клявиньш, председатель правления ООО «Рижский торговый порта» («Rīgas tirdzniecības osta»), учредившего с латвийской стороны совместное с россиянами предприятие по перевалке и хранению в Риге аммиачной селитры. Журналисты, проводившие расследование, создали подробную схему пересечения в Рижском порту интересов трёх латвийских олигархов, двое из которых – Лембергс и Шлесерс – ожидают, что итоги выборов в 11-й Сейм позволят им свои интересы развить.
Таким образом, предполагает BNN, решение Рижской думы о строительстве терминала по перевалке и хранению минеральных удобрений не только превращает столицу Латвии в практически неохраняемый объект для террористической атаки, но и фактически закрепило раздел порта между олигархическими кланами.
С полным текстом второй части журналистского расследования «Как жители столицы Латвии становятся заложниками денежных мешков» можно будет ознакомиться в ближайшие дни на порталах bnn-news.com, bnn.lv и bnn-news.ru.
у вас разные статьи под одним и тем же заголовком. может, хотя бы подпишете, где начало, а где продолжение?
Я вообще теряюсь в этом бреде… Собрали мусор со всех помоек в одну кучу…. А вывод, такое , ощущение, был заранее написан и «приляпан» сюда , притянутый за уши…. Но и это не главное… Я так скажу… НУ И ЧТО!? перечислили вы всех т. н. олигархов, завязанных в этом бизнесе…. И что из этого ? Вы что думаете, простому рижанину дадут управлять портом , или перевалочным бизнесом , или еще чем-то? … Что дает ваш пасквилеподобный текст обычному жителю ? Вы что-то новое сказали, чего народ не знал до этого? Вы нашли нарушение закона? если да — идите в суд… Есть у вас там шансы? Рискну предположить , что нет… Обычному жителю ни жарко , ни холодно… Если не эти, так другие придут и будут заниматься портом . Ни я, ни вы, никто другой, из обычных, простых людей туда на дух не будет допущен… А появление статеек, подобных вашей вызывает отвращение к «проплаченным журналюгам» . Прошу не путать с Журналистами.
Отличие — очень простое… Журналист описывает ситуацию …. А журналюга пишет текс, выгодный тому, кто этому журналюге заплатил…