Некогда развивавшийся город Висагинас, привлекавший толпы молодых специалистов, сейчас переживает закат. На окраине возвышается бетонная конструкция под названием «Игналинская атомная электростанция», которая была запущена в 80-х годах, остановлена в 2009-м, а полностью закроется в 2038 году. На вывод из эксплуатации уже потрачены и еще будут потрачены сотни миллионов евро из бюджетов ЕС и Литвы.
Большие надежды
Еще после вступления Литвы в ЕС в стране надеялись, что Игналинская АЭС, а вместе с ней и город Висагинас, снова переживет расцвет, если в сотрудничестве с Японией будет осуществляться энергетический проект.
Литва доверила японским специалистам строительство новой АЭС мощностью 1 368 MW за огромные 5 млрд евро вместо старой станции. Но в 2012 году прошли выборы в Сейм и референдум, на котором 63% граждан оказались от этой затеи. На выборах жители выразили доверие коалиции во главе с социал-демократами, которая, в отличие от предыдущего правительства, сказала четкое «нет» строительству новой АЭС под Висагинасом, который находится недалеко от границ с Латвией и Белоруссией.
Таким образом республика не только отказалась от атомной энергии, но и создала себе ряд социально-экономических проблем, которые до сих пор преследуют ее. Например, безработица в Висагинском и Игналинском муниципалитетах в начале 2020 года составляла 14% — в два раза больше средней по стране.
Зря надеялись?
Самое главное, что дала бы вторая АЭС в Висагинасе, — это энергонезависимость Литвы. Она бы увеличила влияние Литвы в регионе и, как считают некоторые, удержало бы Белоруссию от строительства своей АЭС примерно в 50 км от Вильнюса.
С этим не согласен бывший глава Национальной комиссии по контролю за энергетикой и ценами Видмантас Янкаускас. «Если бы Литва согласилась на новый проект Висагинской АЭС, который хотели реализовать японцы, это не значит, что Литва непременно стала бы экспортером электроэнергии, ведь расходы на проект были очень высокими. Например, Швеция. Мы продолжаем импортировать электричество, не потому что мы не можем сами производить, а потому что электричество из других стран, с которыми мы вместе на бирже Nord Pool Spot и где мы покупаем бóльшую часть электричества, дешевле. Что касается белорусов, то они думали о строительстве АЭС еще до ого, как японцы заинтересовались нашим новым проектом Висагинской АЭС. Может, тогда бы они [белорусы] предпочли ее строить не в Островце», — сказал Янкаускас.
Висагинас не узнать
Бывший инженер Игналинской АЭС Виктор Афанасьев в интервью BNN сказал: «Без нее [АЭС] у города нет будущего. Когда в 1977 году начали строить город, новую атомную электростанцию, работать на ней съезжались тысячи со всего Советского Союза… Евросоюз, закрыв электростанцию, уничтожил город. Многие люди до сих пор так считают. Многие надеялись на японцев, но нам не повезло и с ними. Меня это очень огорчает. В городе растет число пенсионеров, молодежь здесь долго не задерживается».
По словам министра энергетики Литвы Жигимантаса Вайчюнаса, вывод из эксплуатации объекта завершится лишь в 2038 году, и «все, что останется на территории площадью 80 га, это зеленый луг».
Паникеры эти станционники. Просидели всю жизнь на госпредприятиях — сначала — советском, потом- литовском. Рынка не нюхали, трудностей не знали.
Раньше были самые крутые по зарплатам, но и тогда ныли, и сейчас.
Все у нас хорошо! И молодежь умная есть, и город обновляется понемногу.