Пришло время признать, что миф о бесплатной медицине в Латвии снят с повестки дня уже в течение двадцати лет. Вместе с тем наблюдается острая необходимость в более жесткой конкуренции среди тех, кто предоставляет услуги, оплачиваемые государством. Это заставит медицинские учреждения больше заботится о качестве услуг и состоянии пациентов. В конце концов сама отрасль повернется лицом к жителям Латвии, в интервью BNN указал член правления клиники Premium Medical Леонс Платацис.
Оценивая высказывания многих политиков и экспертов в области медицины, можно признать, что латвийская система здравоохранения находится почти что на краю пропасти. Так, экс-президент, лидер Партии реформ Затлерса, врач Валдис Затлерс в конце прошлого года указал, что здравоохранение в Латвии, как говорится, «дошло до ручки».
Изменилось ли что-нибудь, на Ваш взгляд, в медицине или же мы находимся в самом конце туннеля?
Конечно, медицина далека от идеала, но говорить о пропасти тоже было бы некорректно. В Латвии очень много учреждений — как государственных, так и частных, в которых работают квалифицированные специалисты.
Сейчас мы наблюдаем неэффективное управление в государственном секторе. Правление отрасли и госучреждений действует только в своих интересах, а не в интересах общества. До кризиса государство вливало в медицину все больше средств, поэтому проблемы не были столь заметны, как в условиях ограниченного бюджета.
Как мы пришли к такой системе здравоохранения? В чем наши ошибки?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что было двадцать лет назад. Тогда политики превратили медицину в лучший источник обретения дешевой популярности. Об этом свидетельствует количество медиков, которые за это время успели побывать в депутатских креслах.
Несмотря на то, что медицина обеспечила политикам немало голосов на выборах, до сих пор никто по-настоящему так и не смог изменить систему в пользу жителей. Чаще политики просто использовали эту отрасль в своих интересах. Кроме того, на систему медицины влияют масштабные силы — бюрократия, влиятельные специалисты — монополисты и фармацевтика, где все уверенно лоббируют свои интересы.
Каковы главные проблемы здравоохранения?
Что касается государственного сектора, то важнейшая проблема здесь — цель всей деятельности. С наступлением кризиса главной целью правительства стало сокращение расходов, что называют увеличением эффективности. Однако у общества по-прежнему не хватает уверенности в том, что система работает в интересах общества и каждого индивида. Ни для кого не секрет, что именно государственная медицина пользуется наименьшим доверием жителей.
Кроме того, государственный институт семейных врачей так и не оправдал себя, хотя именно этим врачам доверяются все новые функции.
Какие лекарства могли бы вылечить латвийскую государственную систему здравоохранения или какие решения проблемы вы могли бы предложить?
Система здравоохранения в этом смысле не уникальна. Мы видим, что ею сейчас полностью управляет государство, значительно ограничивая участие частных структур в предоставлении оплачиваемых государством услуг.
Лучшее лекарство — развивать как можно более острую конкуренцию среди тех, кто имеет право предлагать оплачиваемые государством услуги. Следовало бы вовлечь в эту игру частные медицинские учреждения, отменив существующие ограничения. Таким образом всех будет больше заботить состояние здоровья пациента и качество услуг — система повернется лицом к потребителю. Деньги следуют за пациентом или у каждого индивида должна быть возможность тратить предназначенные ему средства в любом легальном медицинском учреждении в Латвии. У людей также должен быть выбор — доплачивать ли за лучший сервис или нет.
Нередко старания что-либо изменить упираются в нехватку средств. Вместе с тем многие, кто комментировал ситуацию, в том числе и бывший министр здравоохранения Юрис Барздиньш указал, что с уже имеющимся финансированием можно добиться большего. Что должно произойти с финансированием системы здравоохранения и, если оно используется нецелесообразно, то где надо отнять, а где — прибавить?
Да, конечно, но вместе с тем Барздиньш недавно призывал новый Сейм увеличить финансирование отрасли… К сожалению, расход средств в системе здравоохранения очень непрозрачен. В Латвии очень мало людей, которые понимают, каким образом государственные расходы служили на благо жителям.
Я думаю, что следует начать с возврата доверия и усилению конкуренции между предоставителями медицинских услуг.
В течение предыдущих двадцати лет заинтересованные стороны делали очень много, чтобы эту конкуренцию уменьшить, чиня множество препятствий в интересах небольших групп. Теперь пришло время действовать наоборот, если мы действительно хотим добиться адекватных трат, повысить качество медицинских услуг, квалификацию медиков, улучшить здоровье пациентов, а также способствовать тому, чтобы лучшие врачи оставались в Латвии.
Только после этого мы сможем оценить, какая медицина нам нужна и сколько за нее мы готовы заплатить. Доселе все призывы увеличить финансирование были направлены на сохранение status quo в пользу нынешних влиятельных сил.
Что касается политических игроков данной отрасли, как Вы оцениваете нового министра здравоохранения Ингриду Цирцене?
Гораздо более позитивно, нежели всех прозвучавших кандидатов. Во-первых, госпожа Цирцене не случайный человек в этой отрасли. К тому же именно она больше всех в Сейме была заинтересована в том, чтобы навести порядок в отрасли.
Не видите ли Вы проблему в том, что министры меняются так часто (средний срок, проведенный в этой должности составляет 9 месяцев)? Не замечается и особенного желания получить эту должность. Почему?
Потому, что силы, которые до сих управляли этой отраслью — политики разного ранга и от разных партий, а также связанные с ними руководители государственных и частных медицинских учреждений, монополисты узких отраслей и фармакологические лобби — все они были намного сильнее министров и руководящих партий.
Я полагаю, что если бы отрасль была «свободнее», то срок пребывания министра на своем посту был бы не столь важен, например, по сравнению с Министерством экономики. Очевидно, что до сих пор министры здравоохранения не особенно увлекались реализацией амбициозных планов.
Чего Вы ожидаете от следующего министра?
Честную и четко обозначенную модель развития отрасли, которая повернет ее в направлении жителей.
Каковы важнейшие задачи нового министра?
Введение принципа Деньги следуют за пациентом — хотя бы на амбулаторном уровне. Это потребует более активной конкуренции и демонополизацию отрасли, то есть существенное сокращение влияния узких групп в интересах общества.
Уже годами говорится об обязательном страховании здоровья (ОСЗ), однако правительство до сих пор не смогло договориться ни об одной модели. Что мешает принятию решений и что, на Ваш взгляд, больше всего подошло бы именно для Латвии?
По-моему, пришло время признать, что миф о бесплатной медицине в Латвии снят с повестки дня вот уже двадцать лет. Несомненно, каждый из нас хотел бы, чтобы за медицину не надо было платить, а врач приходил тогда, когда мы пожелаем. Вопрос — кто за это заплатит? Каковы возможности нашего государства обеспечить такую систему? Похоже на то, что в перспективе ближайших 10-15 лет эти возможности очень малы.
Да, во времена Ульманиса медицина была бесплатной, а доверие к ней — высоким.
Ясно, что нынешняя модель доверие потеряла. Я думаю, что одна из причин — слишком маленькая заинтересованность людей самим брать ответственность за свое здоровье, профилактически заботиться о нем, расходуя на эти цели свои средства.
Модель ОСЗ, конечно, сразу не принесет отрасли больше денег, но заложит основы долгосрочной государственной медицины 21 века, если:
1) будет введен принцип честности — услуги, оплачиваемые государством, получают только те, кто платит налоги;
2) те люди, которые хотят получать больше обеспеченного государством, будут доплачивать лишь разницу, а не так, как это происходит сейчас — они платят вдвое больше: как налоги государству, так и полную суму в частных учреждениях или страховщику;
3) жители согласятся с тем, что забота о своем здоровье, здоровый образ жизни и профилактика не только продлевают жизнь, но и сокращают расходы на медицинские услуги.