Дайнис Лемешонокс, специально для Ventspilnieks.lv
Интервью с министром охраны окружающей среды и регионального развития, посвященное самым актуальным вопросам будущего Вентспилса и края, проходило удаленно, но оно было прямым, содержательным и живым.
– В ходе голосования в Сейме в мае и июне некоторые города государственного значения достаточно скандально были освобождены от неизбежного (и логичного!) «брака» с соседними краями. В противном случае это привело бы к расследованию недисциплинированности депутатов. Однако, насколько я понимаю, во имя стабильности коалиции эта странность осталась неоценённой… Не пугает ли вас и господина Пуце в Сейме, что и сейчас это требование может саботироваться на голосовании в Сейме?
– Прежде всего хочу начать с того, что это было требование Конституционного суда. В своём решении, анализируя, как решался вопрос о присоединении Озолниекского и Илукстского краёв соответственно к Елгавскому краю и Аугшдаугавскому краю, суд пришёл к выводу, что Сейм действовал самовольно и не соблюдён один из важнейших, по мнению Конституционного суда, критериев реформы – находится ли на территории нового края центр развития. Это означает, что такое решение Конституционного суда, требования которого должен выполнять законодатель, относится не только к этим двум конкретным самоуправлениям, но и к другим, ситуация в которых похожая: в Диенвидкурземском крае, в Вентспилсском крае, в Резекненском крае, к территориям, указанным в решении Конституционного суда.
Если Сейм решает конкретные две ситуации, то системный подход должен быть и при решении остальных. Поэтому Министерство окружающей среды и регионального развития предложило с 2025 года объединить города государственного значения с прилегающими к ним краями. Здесь важно подчеркнуть, что у Сейма не так много времени, это необходимо сделать до конца этого года, чтобы изменения в законе вступили в силу уже с 1 января. Иначе Озолниеки и Илуксте будут вычеркнуты из закона – эти территории юридически не будут существовать! Понятно, что этого допустить нельзя. Поэтому надеюсь, что Сейм будет действовать ответственно.
— Значит, во всём «виноват» Конституционный суд? У вас самого, у вашей партии совсем нет энтузиазма, своей решимости в этом деле? Только исполнять принятое решение?
— Да, реализация административно-территориальной реформы – это был один из основных акцентов предвыборной программы нашего партийного объединения «Для развития/За!». Я рад, что в результате энергичной и упорной работы мы добились этого результата. Без сомнения, это принесёт пользу и улучшит качество жизни людей.
Первоначальное предложение министерства ещё в 2019 году предусматривало развитие и создание городов государственного значения совместно с территориями прилегающих к ним краёв. И сейчас это радикально не изменилось. По сути Конституционный суд признал, что предложенная министерством модель достаточно обсуждалась, имела обоснование, основана на анализе и совершенно необходима для регионального развития в целом.
Это было доказано и в других местах Европы: центр развития вместе с его функциональной территорией создаёт гораздо большие возможности для развития.
— Из решения Вентспилсской городской думы 28 октября: «По мнению самоуправления, норма законопроекта подготовлена с нарушением статьи 1 и статьи 101 Конституционного суда, правовых принципов, закрепленных в части шестой статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления Совета Европы от 15 октября 1985 года». Как вы прокомментируете, опровергнете эти утверждения?
– Ни в коем случае мы не нарушали законы, Конституцию или хартию. Проведённые нами консультации и эти предложения, которые министерство представило ответственной комиссии Сейма и которые парламент уже поддержал в первом чтении, очень широко анализировались и обсуждались. Консультации с самоуправлениями и жителями при рассмотрении различных моделей, каким должно быть лучшее решение, были организованы в 2019 году, и в этом году министерство организовало их с вовлеченными самоуправлениями. Я считаю, что консультации и анализ были достаточно глубокими, так как за эти годы накоплена существенная база данных и мы видим существующие различия.
Например, если говорить конкретно о городе Вентспилсе и территории Вентспилсского края: в самом крае работают только 20 процентов всех жителей края; 40 процентов работают в городе; более 20 процентов работают в Риге. Ясно, что с такой пропорцией рабочей силы невозможно развивать территорию и обеспечить на ней качественные услуги жителям. Мы видим, что в повседневной жизни большая часть жителей края получает эти услуги в городе. Это очень хорошо знают сами работающие жители края и города государственного значения.
Поэтому за счёт совместного управления можно добиться большего экономического эффекта и улучшения качества жизни. Это только в интересах самих жителей. Мы видим, что именно в таком раздробленном самоуправлении есть проблемы. Часто до границы города дорога асфальтированная и приведена в порядок, сразу же за чертой города – неотремонтированная. Но люди по этим дорогам едут из дома на работу…
— Здесь следует спросить: где именно, господин министр, что именно видно?
– Думаю, что каждый житель Вентспилса и Вентспилсского края, который ездит по этим маршрутам, знает это и вам скажет!
— Ещё из решения думы: «не отвечает мнению, выраженному жителями города Вентспилса и Вентспилсского края в ноябре – декабре 2019 года – только 29% проживающих в городе Вентспилсе жителей согласны (полностью или скорее согласны) с объединением самоуправления города Вентспилса и самоуправления Вентспилсского края и только 33% проживающих в Вентспилсском крае согласны (полностью или скорее согласны) с объединением самоуправлений в одно самоуправление». В какой степени вы в своём решении уважаете результаты этих опросов, а также решения обеих дум – городской и краевой, – возражающих против их слияния?
— Исполнение решения Конституционного суда и принятие соответствующего решения находятся в компетенции Сейма. Для нас, когда мы предлагаем разработанные министерством решения, важно, чтобы реформа продолжала развивать государство в целом. Если в ней останутся какие-нибудь исключения, неясности, то это только негативно повлияет на развитие.
В действительности мы, если говорить о государственной власти в целом, уже на десять лет опоздали с принятием необходимых решений. Это последний момент, чтобы сделать это. Мы больше не можем позволить тратить время на споры, почему нельзя сохранять нынешнее деление города и края. Ясно, что это не способствует развитию, и упомянутое мною – по поводу миграции, создания рабочих мест на местах – ясно показывает проблему.
— Каковы, на ваш взгляд, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ местные аргументы в пользу объединения Вентспилса и края?
– При оценке предпринимательской деятельности в целом, и это было особенно заметно в предыдущей модели 119 самоуправлений, очень важно, что у конкретной территории есть свой центр развития. Такой, где действительно концентрируется капитал, хозяйственные ресурсы, люди и знания. Что мы видим: в самоуправлениях, где нет центра развития и в которых, скорее всего, его не будет в будущем, будет очень проблематично получить доступ к различным фондам поддержки Европейского Союза. И к таким, которые особо направлены на поддержку предпринимательской деятельности, например, к уже очень хорошо известным программам, которые были и будут доступны только на тех территориях, где есть центр развития.
После выборов нынешних самоуправлений мы видим, что эти возможности распространяются на территории, для которых они не были доступны. Это влияет на создание новых рабочих мест, сохранение имеющихся и на укрепление конкурентоспособности самой территории.
Совершенно очевидно, что это в интересах края, его территории и жителей, объединить ресурсы, чтобы развиваться по-хозяйски. Доступ к механизмам поддержки – очень важный аспект.
— Очевидно, осознавая то, что среди горожан объединение не выглядит популярным, четыре депутата оппозиции во время голосования воздержались, а не проголосовали против решения думы. Также и Эдгарс Чепорюс и Нормундс Пуполс – члены вашей партии и господина Пуце. Есть ли у вас претензии по поводу того, что они уклонились в таком принципиальном для партии вопросе?
– Прежде всего необходимо узнать их аргументацию. Я ещё не обсуждал это с обоими думцами. Они сами в достаточной степени способны принимать решения, ориентированные на развитие. Думаю, что у депутатов были какие-то серьёзные соображения.
— Объединение с краями могло бы, во всяком случае гипотетически, «разбавить» власть «ЛиВ» и «КСЛ» в давно управляемых ими «бастионах» — в Вентспилсе и Елгаве. Возможно, даже «пошатнуть» фундамент власти «Согласия» в Резекне и Даугавпилсе. Признаете ли вы, что требование слияния – это также элемент политической необходимости?
— С этим я не могу согласиться! Главный «элемент необходимости» или основная цель реформы – обеспечить жителям более качественные услуги, чем до сих пор, на тех территориях, где они проживают. Прошло уже более 100 дней после вступления реформы в силу, и мы уже видим ряд положительных результатов именно в качестве услуг. И в самоуправлениях в Латгалии, и в Курземе. И это только начало!
Ясно, что создание будущих бюджетов ещё покажет, что самоуправления могут расходовать свои ресурсы гораздо целесообразнее, реализуя более быстрое развитие. Думы должны работать проактивно, с чётким пониманием того, как выгоднее использовать деньги налогоплательщиков и другие ресурсы, которые имеются в их распоряжении.
Например, сосед Вентспилсского края – Талсинский край – уже сейчас усовершенствовал механизм социальной поддержки приёмным семьям, увеличив выплачиваемые им деньги за счёт экономии бюджета самоуправления.
Аналогичную и даже ещё большую выгоду получили бы жители города и Вентспилсского края, если бы развивались единым целым. Совместная работа, объединив силы, создаёт синергию**, появляются очень большие возможности для экономического роста. Это подтверждается множеством подобных примеров из опыта других стран-членов Европейского Союза.
Если посмотрим на страны Северной Европы, то в Финляндии одно из самых низких отличий в региональном развитии, и, например, сотрудничество городов Оулу, Тампере и Лахти и их окрестных территорий позволило использовать потенциал роста. Экономическая реальность и особенно общий рынок труда также показывают, что эти территории тесно связаны экономически.
____________
* Комиссия Сейма по административно-территориальной реформе, ею руководит бывший министр и «отец реформы» Юрис Пуце.
** Самое простое объяснение этого экономического понятия – результат объединения усилий больше, чем общая сумма вложений участвующих в нём сторон.