Вдова экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко вынуждена искать денежные средства для оплаты работы юристов, после того как Борис Березовский, проиграв иск против Романа Абрамовича, прекратил оказывать ей финансовую помощь.
Сам Березовский заявил, что не комментирует эту ситуацию, сообщает ВВС.
«Ситуация изменилась, [Березовский] больше не может мне помогать, – прямо заявила Марина Литвиненко. – Я не единственный человек, который потерял поддержку».
Основной причиной финансовых затруднений Березовского стал проигранный им в августе в Высоком суде Лондона иск к Роману Абрамовичу о компаниях «Сибнефть» и «Русал». Общая сумма иска Березовского к Абрамовичу превышала 6 млрд долларов (3,3 млрд латов). В результате Березовский остался должен выплатить более 100 млн фунтов (86 700 латов) как своим адвокатам, так и адвокатам Абрамовича.
Кроме того, в 2010 году Березовский развелся со второй супругой Галиной Бешаровой, после чего он, по сообщениям британских СМИ, согласился выплатить ей «сотни миллионов фунтов». В конце 2009 года журнал Forbes оценивал состояние Березовского в 1 млрд долларов (53,8 млн латов).
Березовский отозвал другие судебные жалобы и прекратил финансировать Фонд гражданских свобод. Он также перестал оказывать финансовую помощь отцу Александра Литвиненко – Вальтеру. По его словам, он обращался за помощью к бизнесмену, но тот «не хочет со мной вообще разговаривать».
Литвиненко сказала, что она «очень благодарна» Березовскому за всю оказанную им ранее помощь. В свое время опальный олигарх выделил значительную сумму на юридические расходы. По словам одного из адвокатов, команда юристов в данный момент не получает вознаграждение за свою работу.
Вдова просит перечислять средства на счет благотворительного фонда Litvinenko Justice Foundation. Она утверждает, что без посторонней помощи она будет не в состоянии оплатить работу своей небольшой команды из трех юристов, которые готовятся представлять ее интересы в официальном дознании причин гибели ее мужа в 2006 году. Услуги специалистов могут обойтись в 300 тысяч фунтов (260 100 латов).
Ожидается, что судебное дознание, которое состоится в следующем году и продлится два-три месяца, заслушает свидетельства о том, что в смерти диссидента виноваты представители российских спецслужб, отравившие его радиоактивным полонием-210. В интервью газете Guardian Марина Литвиненко заявила, что ее супруг стал жертвой происков Кремля.
Улики по делу об убийстве, собранные полицией Лондона, будут впервые представлены во время дознания. Также будут представлены свидетельские показания, съемки с камер наблюдения и заключения судмедэкспертов. Ведущий дознание коронер сэр Роберт Оуэн уже заявил, что дознание будет «открытым и бесстрашным», и дал понять, что, среди прочего, он готов рассмотреть возможность «преступной роли российского государства».
Литвиненко надеется, что судебное дознание положит конец спекуляциям, связанным со смертью ее мужа, которые, по ее словам, расплодились в российских СМИ при активном участии Кремля. Они в частности предполагают, что ее муж совершил самоубийство, был убит службой разведки МИ-6 или стал жертвой чеченских криминальных группировок. «Я знаю самое главное. Мой муж был убит. Мне не нужно это доказывать из-за полония», — сказала она.
По ее словам, простые люди не могут приобрести это радиоактивное вещество. «У него очень короткий период полураспада. Это беззвучное оружие. А Россия – самый крупный его производитель. Все это указывает на то, что против моего мужа была проведена спланированная операция», — сказала она.
Королевская прокурорская службы Англии и Уэльса назвала основным подозреваемым по этому делу бывшего коллегу Литвиненко по работе в российских спецслужбах Андрея Лугового, впоследствии избранного депутатом Госдумы от партии ЛДПР. Но российские власти дали понять, что не будут экстрадировать Лугового.
Марина Литвиненко считает, что мотивом убийства ее супруга стала месть со стороны ФСБ, где тот в свое время состоял на службе. По ее словам, Александр был в числе тех, кто в 1998 году решился открыто заговорить о надвигающейся возможности перехода власти в России к выходцам из структур ФСБ.
Ref: 104.000.104.3347