Вопрос безопасности труда в строительной отрасли по-прежнему актуален и сложен. Один из примеров — строительство новой Кекавской начальной школы: от жителей прозвучали опасения относительно подверженности работников повышенному риску на объекте. Между тем строительная фирма Abora говорит, что это не более чем «глупости» недовольных работников. Новостной портал BNN отправился выяснить ситуацию.
В январе 2015 года была открыта 2-я очередь Кекавской начальной школы. Потом были подготовлены необходимые документы и техническая спецификация для объявления закупки на строительство 3-й очереди школы.
В закупке победила строительная фирма Abora, которая строила предыдущие две очереди. Договор о строительстве 3-й очереди Кекавской начальной школы подписали председатель думы Андис Дамлицс и член правления Abora Юрис Кравалис 18 августа 2015 года, свидетельствует информация на домашней странице.
В распоряжение BNN попало несколько фотографий от жителей Кекавы. На них видно, что рабочая экипировка не полная. Сами работники тоже выражали опасения относительно своей безопасности на объекте.
Новостному порталу удалось поговорить с одним из строителей, который подробнее объяснил свой взгляд на безопасность труда на объекте.
В начале разговора строитель весьма четко выразил свою позицию, сказав: «Я на рабочем месте не чувствую себя безопасно. И о нас как о работниках совсем не думают».
На вопрос, какие риски есть на рабочем месте, он ответил: «В первую очередь это падение с крыши. Я работаю на высоте достаточной для того, чтобы каждый день моя жизнь подвергалась угрозе. Подъем и спуск с крыши должен происходить по лестнице, но ее там нет».
Представитель фирмы Abora Атис Мелнгалвис говорит, что его предприятие в данном случае не несет ответственности, так как каждый исполнитель работы отвечает за свою внутреннюю безопасность труда. В данном случае за строительные работы отвечает субподрядчик фирмы Abora — ООО Reserv Inc.
«Abora как главный строительный инженер отвечает за такие вещи, как ограждение территории, чтобы на стройплощадку не попали посторонние, общий путь, по которому передвигаются люди, т. е. за общую защиту. Также обеспечивает питьевой водой на стройплощадке и заботится о пожарной безопасности», — пояснил порталу BNN Мелнгалвис.
Мелнгалвис подчеркивает, что предприятие очень серьезно относится к безопасности труда. «Объекты обследуются, есть журналы, составляет акты, где фиксируются и нарушения. К сожалению, без них не обходится в строительстве. Так что надзор за работой осуществляется», — продолжает Мелнгалвис и добавляет, что есть режим охраны и чужие на территорию не пропускаются.
Для того чтобы подробнее выяснить, кто отвечает за безопасность труда на строительном объекте, BNN связался с Государственной трудовой инспекцией.
Инспекция сослалась на Правила Кабинета министров №371 — об использовании индивидуальных средств защиты. Обязанности работодателя согласно пункту 21 правил можно посмотреть тут (на латышском языке).
Важно отметить, что за безопасность труда, соблюдение правил несет ответственность никто иной, как работодатель, рассказывает инспекция. ГТИ подчеркивает, что после определения и оценки рисков рабочей среды специалист по охране труда предусматривает конкретные меры снижения и предотвращения рисков, например при работе на высоте это средства коллективной и индивидуальной защиты, чтобы предотвратить риск падения.
Reserv Inc написало в письме: «На объекте проведена оценка рисков рабочей среды, разработан план мер по охране труда, работники ознакомлены с результатами оценки рисков и планом мер по охране труда и и заверили это подписью в журнале/документе».
Для рабочих объекта проведен инструктаж на рабочем месте, работники обучены приемам безопасности труда и проинформированы о возможных последствиях в случае их несоблюдения, указывает Reserv Inc.
На просьбу прокомментировать фотографии и опасения строителей и жителей Reserv Inc, ответил: «Рабочим выданы средства индивидуальной защиты: каска, рабочая обувь, перчатки, ремень безопасности для работы на высоте. Рабочие обучены использованию средств индивидуальной защиты, уходу за ними и их хранению. По европейским и латвийским требованиям IAL (ремни безопасности) должны иметь маркировку СЕ, которая гарантирует соответствие всем требованиям безопасности. Reserv Inc использует только то оборудование, которое отвечает этим требованиям».
Однако работники не могут подтвердить, что предприятие предоставило средства защиты. По информации в распоряжении BNN, работникам не выданы ни рабочая обувь, ни достаточное количество перчаток. «Раз в неделю нам привозят три пары перчаток на десятерых работников», — отметил строитель.
Предприятие единственно обеспечило каски.
Анонимный источник рассказал, что человек на крыше не может находиться без пояса, но «пояс даже не прикреплен должным образом».
«Руководство потребовало, чтобы пояса были. Но какой от них толк, если даже нет крепления. Там все очень просто: хочешь — работай, не хочешь — не работай», — говорит строитель.
BNN выяснил, что один из строителей получил тяжелую травму. Молодой мужчина отказался от комментариев.
Представитель Abora назвал ситуацию несчастным случаем, который не связан с экипировкой, и сказал, что этот человек прошел инструктаж по безопасности труда. «Это, к сожалению, несчастный случай. В жизни так бывает. У меня у самого в жизни не раз случалось, что порезал палец, упал, поскользнулся. Поэтому это называют несчастным случаем».
Как поясняет ГТИ, если на строительном объекте, как и на любом другом рабочем месте, с работником произошел несчастный случай, то работодатель должен соблюдать Правила Кабинет министров №950 «Порядок расследования и учета несчастных случаев на работе».
Строителю был задан вопрос, подписывал ли он какой-либо документ, подтверждающий, что он может находиться на строительном объекте, и он ответил BNN, что на этом рабочем месте не подписывал ни одной бумаги. «Никто даже не ознакомил с правилами безопасности труда. В нормальных местах надо прослушать лекцию о безопасности и перед началом работы на объекте надо поставить свою подпись, что освоил безопасность труда».
В свою очередь ГТИ был задан вопрос, разрешено ли работнику находиться на объекте, если не подписан документ об инструктаже по безопасности труда, и ГТИ ответила: «Работодателю запрещено допускать к работе работника, если он не прошел инструктаж по защите труда и не подписался об этом в журнале.
Стоит добавить, что число анонимных заявлений в 2016 по сравнению с 2015 годом упало более чем наполовину. ГТИ сообщила BNN, что в 2016 году рассмотрела 18 анонимных заявлений о защите труда в строительстве, а в 2015 — 40.
BNN звонил в Abora и указывал на жалобы строителей на недостаток экипировки на рабочем месте. Через две недели журналисты BNN отправились на строительную площадку и обнаружили, что ситуация не изменилась — у рабочих по-прежнему не было необходимой экипировки.
Reserv Inc отметило в своем сообщении: «Учитывая Вашу претензию, были устранены недочеты и с работниками проведены повторные инструктаж и переговоры об обязательном использовании IAL». Работники, впрочем, отрицают, что были повторные переговоры.
Руководитель отдела строений Inspecta Latvia Сандрис Лиепиньш сказал об общей ситуации в строительной отрасли: «В законодательстве ощущаются «дыры» в отношении порядка разработки проектов выполнения работ».
«В таком плане должно быть четко описано, в какой последовательности и по каким критериями выполняются все работы. Он позволяет руководителю строительных работ видеть, каким критериям качества надо следовать. Конечно, это работает лишь тогда, когда план не подготовлен формально, по методу copy/paste. А иначе он попадает в кучу макулатуры документации и работы на объекте оставляются на самотек», — говорит Лиепиньш.
По его словам, это особенно важно для малоопытного руководителя работ или в случае специфического строения, когда необходимо соблюдать определенную последовательность и методику работы. Кроме того, у производителей могут быть разные требования по работе с их материалами. «К сожалению, часто видим на объектах ситуацию, когда человек берет сварочный аппарат и просто делает, как сам считает нужным», — говорит Лиепиньш.
Вот что говорит о строительной отрасли в целом анонимный строитель: «Я думаю, что довольно много «дыр» в строительстве в целом, а не только на моем рабочем месте. Работа нужна, поэтому я сам стараюсь быть внимательным, но никто от этого не застрахован. Как я уже сказал, у тебя есть выбор — подниматься на крышу или нет. Желающих работать предостаточно».
О том, почему сложилась такая ситуация, строитель говорит следующее: «Это, наверное, причина, почему правительство особо не беспокоится о том, что какой-то работник может уйти, ведь на его место придет новый. Поэтому мы все молчим. Кто понесет ответственность за все это? Почему нельзя разобраться с элементарными вещами? У меня дома ребенок, а у коллег жены каждый день волнуются, придет ли муж с работы».
Ref: 225.224.112.112.6241