Несмотря на то, что адвокат Олавс Церс, скорее всего, представляет интересы семьи Айварса Лембергса в различных судебных процессах, он до сих пор оказывает услуги адвоката в Управлении Вентспилсского свободного порта (УВСП), которое находится в ведении Министерства транспорта. Давнее сотрудничество адвоката с Лембергсом вызывает подозрения, что Церс через министерство скорее всего реализует интересы Лембергса, а не государства. Однако, несмотря на санкции США, Министерство транспорта не прерывает связей с адвокатом, который, вероятно, представляет находящегося под санкциями Лембергса.
В распоряжение BNN попало заявление, в котором говорится, что присяжные адвокаты Олавс Церс и Янис Юрканс являются адвокатами, представляющими интересы семьи Лембергса в судебных процессах, причем на протяжении уже многих лет.
Как отмечают авторы заявления, очевидно, что есть основания для опасений о том, что, действуя на основании выданных УВСП и Минтранспорта полномочий, данные адвокаты одновременно помогают Лембергсу осуществлять его интересы, к тому же делают это, пользуясь полномочиями и ресурсами УВСП и Министерства транспорта.
Несмотря на попытки Латвии сделать УВСП независимым от влияния Лембергса, это невозможно, поскольку
оба господина стали привлеченными в УВСП адвокатами как раз в тот период, когда Айварс Лембергс осуществлял фактический контроль над УВСП, а также формально их нанял отстраненный от должности управляющего УВСП Имантс Сармулис, говорится в заявлении.
И хотя министерству известно о тесной связи Церса с Лембергсом, оно не отказывается от его услуг. Как порталу BNN пояснили в самом Министерстве транспорта, «присяжные адвокаты Олавс Церс и Янис Юрканс «не работают» в управлении Вентспилсского свободного порта, а конкретно — не находятся в рабочих отношениях. Согласно 116-й статье закона «Об адвокатуре», «присяжные адвокаты практикуют индивидуально или только в сотрудничестве с другими присяжными адвокатами». Находиться в трудовых отношениях присяжному адвокату запрещено».
Адвокаты не находятся в трудовых отношениях, однако, представляя управление свободного порта в судебных процессах, они работают с документами, встречаются с работниками и влияют на деятельность управления. Кроме того, следует напомнить о том, что сразу после применения санкций США Министерство транспорта быстро отреагировало на происходящее, чтобы избавить свободный порт от санкций.
США высоко оценила предпринятые меры и освободило Вентспилсский свободный порт от санкций. Но сейчас, похоже, что рекомендации США не выполняются и свободный порт до сих пор до конца не очищен от «людей Лембергса».
Министерство также отмечает: «Согласно полученной информации от присяжного адвоката адвокатского бюро O. Cers un J. Jurkāns О. Церса, Церс не представляет семью Айварса Лембергса, как не представляет и самого Лембергса».
Однако в указанном заявлении, рассматривается несколько судебных процессов, по которым Церс представляет предприятия, в которых Лембергс является или был владельцем долей капитала. Например, в иске против АО LSF Trans предприятие представляет Олавс Церс. Также адвокат представляет и другие важные для латвийской экономики предприятия, в которых просматривается влияние Лембергса.
Как ранее сообщил BNN пресс-представитель Министерства финансов США Зак Исаковиц (Zach Isakowitz), «Айварс Лембергс систематически использовал политические связи для личной экономической выгоды».
«Мы продолжаем наблюдать и оценивать, какое влияние оказали наши санкции против коррумпированных сторон, и ищем возможности продолжать нашу работу и повышать эффективность наших действий, чтобы добиться изменения отношения», — сказал Исаковиц.
США ждут, когда Лембергс будет «вырван с корнями», однако министерство оправдывается тем, что смена адвокатов в нынешних процессах может вызвать дополнительные расходы, учитывая также, что новому адвокату потребуется время, чтобы ознакомиться с делом.